Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5122 Статья в рамках региональной программы "Югорский трамплин" "Утренний сбор - как способ организации свободного речевого общения"

Опубликовано 17.04.2019

                                                        

 

Утренний сбор - как способ организации

свободного речевого общения детей

Автор статьи: Деревова С.Н.

Воспитатель МАДОУ «Буратино» г. Когалым

 

Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная  на речевое развитие, призвана обогащать  речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного  запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т.д.

 Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами,  узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со  сверстниками.

Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для,  того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык.  Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение  друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь  дошкольников более понятной.

В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения,  педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается  создания условий  и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности.

Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного  режимного момента.

 

 Утренний  сбор - это часть  режима дня проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.

 

Цели и задачи утреннего сбора:

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов;
  • решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.);
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах активности;
  • осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

 

 

Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

 

Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

 

Организация утреннего   сбора подразумевает:

  • Установленное время проведения  утреннего сбора в режиме дня;
  • Наличие структуры  утреннего сбора;
  • Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.);
  • Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых;
  • Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста;
  • Содержание  утреннего сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей.

 

Методы и приемы сбора детей:

 • Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент)

 • Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети

 • Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на  утренний  сбор и т.д.

 • Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может быть любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..

 Приходя утром в детский.сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины.  

 Перед  утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.

 • Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.

 Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место   утреннего сбора.

 • Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте  утреннего сбора

 • Ребенок - дежурный по сбору детей на  утренний сбор.

 

 Методы и приемы организации детей на  утреннем  сборе

 • Предупреждение нежелательного поведения:

 - рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались

 - около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель или ассистент

 - по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течении нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое- нибудь спокойное занятие или поручение

 • Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом( подушечки,

 карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.)

 Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.

 • Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:

 1 - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности

 2 - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе

 

 • Невербальные приемы организации - специальные предметы - сигналы "Тишина", "Внимание", "Говори" ; жесты рукой

 • Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово

 • Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.

 • Игра - считалка

 • Воспитатель понижает голос

 

Основные этапы утреннего сбора:

приветствие;

обмен информацией;

групповая деятельность;

ежедневные новости.

 

Утренний сбор  начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:

Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".

Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми-приветствиями например «Давай поздороваемся»,«Опиши друга»,«Настроение» и др.

Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни.  Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке.  Затем педагог организует обсуждение.  Дети принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

 

Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся   игры:

пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);

словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);

игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);

игры-цепочки и т.д.  При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность  принять участие в игре.  Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

 

Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное,  так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;

особом событии – дне рождения одного ( или нескольких) из воспитанников.

 

Следующий этап утреннего сбора – планирование деятельности на текущий день -  выбор детьми центров активности.  Проводится презентация центров, сообщается  детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.

Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность,  формируется  нравственные представления и понятия для анализа  норм и правил  поведения,  появляется уверенность в том,  что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ  у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.