Утренний сбор - как способ организации
свободного речевого общения детей
Автор статьи: Деревова С.Н.
Воспитатель МАДОУ «Буратино» г. Когалым
Для полноценного развития ребенка необходима соответствующая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросом уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитие звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т.д.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками.
Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для, того чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться. Поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
В ходе организации режима пребывания детей в группе дошкольного учреждения, педагог использует разнообразные методы и формы, включая всех детей в совместную деятельность. Прежде всего это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованной деятельности, продуктивных видов деятельности.
Одной из форм организации образовательного процесса в совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Утренний сбор - это часть режима дня проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течении дня.
Цели и задачи утреннего сбора:
- формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
- обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов;
- решение некоторых обучающих задач (расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.);
- формирование мотивации к предстоящей деятельности;
- предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах активности;
- осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Утренний сбор для дошкольников - это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Организация утреннего сбора подразумевает:
- Установленное время проведения утреннего сбора в режиме дня;
- Наличие структуры утреннего сбора;
- Наличие специально оборудованного места для сбора (доска выбора, распорядок дня, правила и т.д.);
- Вовлечение в сбор всех присутствующих в группе взрослых;
- Продолжительность во времени- 10- 20 минут в зависимости от возраста;
- Содержание утреннего сбора учитывает интересы детей на данный момент, текущую тему недели, непосредственный жизненный опыт детей.
Методы и приемы сбора детей:
• Звуковые сигналы (колокольчик, музыкальный инструмент)
• Любимая песня группы - 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, т.о. постепенно собираются все дети
• Сюрпризный момент - внесение новой игрушки, приход взрослого в любом интересном «костюме» - сказочный любимый герой, который от лица сказочного героя приглашает детей на утренний сбор и т.д.
• Дидактическая игра из серии "Пазлы", "Собери целое из частей" - это может быть любая картинка, связанная с той темой, которая на данный момент интересует детей: машина, цветок, грибок, птица, пчелка, сюжет и т.д..
Приходя утром в детский.сад, каждый ребенок получает одну часть от большой картины.
Перед утренним сбором воспитатель предлагает собрать на ковре целую картинку.
• Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место утреннего сбора.
• Любимая детьми игра (например "Ручеек"), затеянная на месте утреннего сбора
• Ребенок - дежурный по сбору детей на утренний сбор.
Методы и приемы организации детей на утреннем сборе
• Предупреждение нежелательного поведения:
- рассадить детей так, чтобы мальчики и девочки чередовались
- около ребенка, требующего особенного внимания садится воспитатель или ассистент
- по ряду причин некоторые дети не могут сидеть спокойно даже в течении нескольких минут. Приготовьте для этого ребенка какое- нибудь спокойное занятие или поручение
• Обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом( подушечки,
карточки - символы, карточки для выбора, веревочка, обруч и т. д.)
Дети могут занимать места в круге, исходя из даты своего рождения, с января по декабрь. Можно положить таблички с написанными на них названиями месяца.
• Предложите выбор для расшалившегося шумного ребенка:
1 - уйти и выбрать себе занятие в центрах активности
2 - успокоиться и остаться вместе со всеми на групповом сборе
• Невербальные приемы организации - специальные предметы - сигналы "Тишина", "Внимание", "Говори" ; жесты рукой
• Предмет определяет порядок выступления детей: дети передают его по кругу: у кого предмет - тому предоставляется слово
• Обращение к правилам участия в дискуссии: один говорит- остальные слушают; говорим по очереди; ты говоришь - мы слушаем, мы говорим - ты слушаешь и т. д.
• Игра - считалка
• Воспитатель понижает голос
Основные этапы утреннего сбора:
приветствие;
обмен информацией;
групповая деятельность;
ежедневные новости.
Утренний сбор начинается с приветствия. Используются самые разнообразные их формы:
Обратив внимание на стенд "Здравствуйте, я пришел", "Уголок именинника, "Звезда дня», "Мое настроение".
Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день. В группе имеется картотека с играми-приветствиями например «Давай поздороваемся»,«Опиши друга»,«Настроение» и др.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой является «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое они доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили кормушки и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т.е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Новости принимаются как факт. А если время ограничено, используем некоторые хитрости, например: сегодня новостями делятся только мальчики, или, те, у кого имена начинаются с гласных звуков. И, конечно предлагаем детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры:
пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»);
словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»);
игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»);
игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:
о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды;
особом событии – дне рождения одного ( или нескольких) из воспитанников.
Следующий этап утреннего сбора – планирование деятельности на текущий день - выбор детьми центров активности. Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определённых правил, в которых даётся способ их выполнения.
Участие детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а так же заставляет требовать выполнение правил другими детьми.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.