Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5132 Конспект НОД "Культура и традиции русского народа"

Опубликовано 18.04.2019

Ильяшевич Ирина Васильевна
МК ДОУ "Детский сад п.Кедровый"
Красноярского края
воспитатель
Конспект НОД "Культура и традиции русского народа"

 

Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Материал. Географическая карта, книги с русскими народными сказками, изделия народно-прикладного искусства, мультимедийное оборудование.

 

Ход мероприятия.

 

Вход под музыку в музыкальный зал «Гимн России».

 

Воспитатель читает стихотворение М. Исаковского «Поезжай за моря- океаны...»

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож...

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

На экране изображена  географическая карта. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Россия

Воспитатель. Кто может показать на карте границы нашей страны?

( Вызванный ребёнок указкой проводит вдоль границы России).

Воспитатель. Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить маленький рассказ.  (На экране появляются иллюстрации с изображением природы России).

 Примерный рассказ.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду.

Воспитатель.  Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Что вы помните из истории России, как образовалось такое огромное государство. Показывает на карте. Ответы детей.

 Примерный рассказ ребёнка.

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и

сильным государством.

Воспитатель добивается от детей небольшого связного рассказа, задаёт на водящие вопросы.

Воспитатель.  Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился? Что русский народ умел делать хорошо?

Дети. Мастерили игрушки из глины, сочиняли песни, сказки и т. д.

Воспитатель.  Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками, дети их называют.)

Воспитатель.  Вы сказали, что русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами станем в круг и поводим хоровод, как это делали русские люди. (Воспитатель включает грамзапись известного детям русского народного хоровода, который они водили на музыкальном занятии.)

Игра «Золотые ворота»

Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

 

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

 

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска).

Ярмарка.

Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите.

 

Воспитатель.  А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут с изделия народно­-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.)

Воспитатель.  Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.)

Воспитатель.  У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (Предложения детей.)

Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

(Ответы детей.)

Воспитатель. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция?

Дети. Праздник Масленица.

Воспитатель. Что вы о нём помните?

(Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами.). (На экране картинки праздника - масленицы).

 (С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои.)

Воспитатель.Наша страна богата традициями. Какие традиции вы еще помните?

Как в старину отмечали на Руси именины?

( Ответы детей.)

(Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым. Но у каждого имени есть свой день рождения. Это день рождения какого – нибудь святого. Поэтому если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя).

Воспитатель. А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России?

Дети. Пшеницу, рожь, разные овощи.

Воспитатель. Да, в России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия).

Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы?

Дети. Блины, оладьи, пирожки.

Воспитатель. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?

Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.

Воспитатель. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).

А кто вспомнит эту поговорку?

 Дети.  «Щи и каша - пища наша».

Воспитатель. Значит, что ещё любят готовить в России?

Дети. Кашу.

 А из чего можно сварить кашу?

Дети.   Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.

Воспитатель. В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду?

Дети. Квас.

Воспитатель. Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят.

Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там, где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Вам всем понравилось. Нам пора возвращаться в группу. Но сначало я вам хочу подарить волшебные карточки, а как с ними работать расскажу в группе.

До свидание (звучит музыка).