Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5135 Семинар практикум для педагогов «Использование методов и приемов ТРИЗ в ДОУ»

Опубликовано 20.04.2019

 

Семинар практикум для педагогов «Использование методов и приемов ТРИЗ в ДОУ»

СКАЧАТЬ

Мельникова Ольга Владимировна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65 «Семицветик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развитию» (МБДОУ «Детский сад №65») Воспитатель                                                                                                                                    

Цель: Повысить уровень компетенции педагогов в применении технологии ТРИЗ.           

Задачи:

Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

Создать условия для практического освоения технологии ТРИЗ.

Сформировать у участников семинара – практикума мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

1 слайд - титульный

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб семинар был веселей

Вы хотите поиграть?

Семинар пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На семинар вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. Наш семинар будет делиться на две части теоретическую, с которой познакомлю вас я. И практическую, где будут представлены игры по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками по разным направлениям.

2слайд

Технология ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.

 

3 слайд

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.

4 слайд

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

 

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Круги Луллия - это игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

И другие методы о которых я расскажу позже.

 

5 слайд Приемы ТРИЗ

6 -11слайд

Итак, игра «Хорошо-плохо»

12 слайд

Метод «Системный оператор»

Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Дети по своей природе очень изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, они замечают то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. «Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве.

1. из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу, вверх;

2. позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы;

Регулярное использование приема (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

13, 14,15слайд

Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка, «системный оператор»называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт».В младшем возрасте достаточно двух-трех вариантов. Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.

Эти методы чаще используются в младшем возрасте в совместной деятельности воспитателя с детьми через освоение образовательных областей; познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

 

16 слайд

Я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».

Раймунд Луллий — философ, богослов и алхимик XIII века создал логическую машину в виде кругов для открытия новых истин и умозаключений. Позже круги Луллия стали широко использовать в педагогике. Простота конструкции позволяет применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. С младшими воспитанниками используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из четырех круговКруги делятся на сектора, а стрелка выполнена в виде сегмента.

Сегодня вашему вниманию предлагаю «Волшебные круги» 

 

Рефлексия

Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ, я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.

Уважаемые педагоги!

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!

 

А сейчас я хочу узнать полезным ли была наша встреча, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения.