Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5153 "Как лучше подготовить ребенка к поступлению в детский сад"

Опубликовано 26.04.2019

Консультация

«Как лучше подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

Ю.И. Толмачевой, педагога-психолога  МБДОУ Детский сад № 19 «Ромашка»

Адаптация в детском коллективе - это очень трудный период, который, порой, продолжается довольно длительное время. Существует, как минимум, три категории детей: у одних проблемы, связанные с адаптацией проявляются сразу, у других - через две-три недели, у третьих видимых проблем нет. Для того чтобы этот период был короче и более щадящим в психологическом плане, Вам, дорогие родители  необходимо приложить значительные усилия.

Первое – это психологический настрой Вас самих. Дети очень чувствуют ваши колебания и излишние переживания. Не бойтесь этого периода и не пугайте малыша детским садом, напротив, рассказывайте ему о том, как хорошо в детском саду, какие там добрые тети, дружные дети, новые игрушки, как вкусно кормят, дети все вместе гуляют на прогулке, играют…

- Самое важное и,  как показывает практика, трудное, что должны сделать Вы, готовя ребенка к детскому саду – это, за 3-6 месяцев  до поступления в детский сад организовать режим ребенка приближенному к режиму детского сада. Просыпаться в 7.00-7.30, кушать в 8.00, 12.00,16.00, 19.00.Обязателен дневной сон с 12.00 до 15.00. Кроме того, важно приучать ребенка гулять два раза в день по 1.5 -2 часа, причем не в колясочке, а своими ножками и, по возможности, в обществе  других детей. Спать малыш должен ложиться в 21.00-22.00.

- Родители должны обучить ребенка возрастным навыкам: есть с ложки и жевать пищу, пить из чашки, засыпать без укачивания, умывать лицо и мыть с мылом руки, спокойно относиться к высаживанию на горшок и самому просится, в течение какого – то времени играть самостоятельно. Желательно заранее отучить ребенка от соски и от кормления из бутылочки. В целях профилактики простудных заболеваний необходимо научить малыша дышать носом во время прогулки. В домашних условиях проводить доступные методы закаливания (солнечно-воздушные ванны, умывание, хождение босиком в летнее время, прогулки  любую погоду, одевать ребенка по сезону).

 

- большое значение имеет привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания, посильных ребенку данного возраста: снять туфельки, носочки, шортики, надеть что-то, встать с горшка. Самостоятельный ребенок не будет чувствовать себя одиноким и брошенным.

- очень важно, чтобы дети не боялись новых людей, для этого, готовясь к детскому саду, нужно расширять круг знакомых ребенка - приглашать гостей, самим почаще ходить в гости, оставлять занятого игрой ребенка на короткий срок-10-20 минут.

- как правило, ослабленные дети сложнее адаптируются к детскому саду. В начальный период у них возникают либо обострения хронического заболевания, либо ОРЗ (острое респираторное заболевание), либо ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция). В период адаптации у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. В результате, не выдерживая нагрузки, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает. А заболев, он возвращается в привычную домашнюю обстановку, к которой он так хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от травмирующей ситуации будет продолжаться  до тех пор, пока ребенок окончательно не сможет приспособиться к дошкольному учреждению, пока не почувствует себя в безопасной и привычной для него обстановке. Облегчить процесс адаптации можно, уменьшив время или интенсивность нагрузки, другими словами, сократив время пребывания ребёнка в детском саду или создав щадящие условия.

- за месяц до поступления в детский сад педиатр может назначить профилактическое физиолечение: кварцевание  зева и носа ультрафиолетовыми лучами ( особенно часто болеющим детям и детям с увеличенными аденоидами 1-2 степени, гипертрофией небных миндалин 1-2 степени). Врачи рекомендуют в период адаптации детей 1,5-2 лет перед поступлением в детский сад провести десятидневный курс витаминотерапии ( аскорбиновой кислоты, поливитаминами с наличием витаминов группы В, шиповника- при отсутствии аллергической реакции на него, иммунал с целью повышения иммунитета, интерферон.). В последующие полгода такие курсы необходимо  повторить каждые 1,5 месяца. Положительное влияние  препаратов, улучшающих клеточный обмен, приводит к  снижению заболеваемости ОРВИ в период адаптации.

 

  -в течение первого месяца посещения детского сада, врачи рекомендуют применять настойку эллеутеррокока, который обладает адаптогенным эффектом и снижает заболеваемость. Препарат назначается в возрастной дозе (1 капля настойки на год жизни) 1 раз утром ежедневно. Чрезмерно возбудимым детям элеутерококк не назначают.

-если у ребенка в ходе диспансерного осмотра выявлены какие либо отклонения в здоровье ( нарушение осанки, плоскостопие, аденоиды, пониженное зрение и т.д), необходимо прислушаться к рекомендациям узких специалистов по дальнейшему наблюдению ребенка, в случае необходимости получить лечение.

- помните, что ребенка следует оставлять дома при первых признаках заболевания и не водить его в детский сад до полного выздоровления.

-не смотря на то, что адаптация в детском саду может быть довольно болезненная, большинство врачей и педагогов  отмечают и положительные моменты. Например, многие малыши, которые дома ели плохо, в детском саду начинают кушать с аппетитом. И таких моментов может быть много.

 

 

- Как следует кормить ребенка в период адаптации? Разумное организованное питание в период адаптации является важным условием благополучного протекания этого сложного периода. Необходимо отдавать предпочтение кисломолочным продуктам: кефиру, йогурту,  творогу с биодобавками. Это поможет улучшить пищеварение ребенка в адаптационный период. За несколько недель до поступления в ДОУ, а так же в период адаптации в рационе питания ребенка должно быть большое количество свежих фруктов и овощей, салатов и соков, содержащих много витаминов и биологически активных веществ. Известно, что микроэлемент железо(Fe) способствует более легкому протеканию периода адаптации (яблоки, гречневая каша и др.). Если Вы заранее ознакомитесь с 10-дневным меню, то, то сможете не только организовать тот же режим питания, но и приучить к тем блюдам, которые готовятся в детском саду. Если Вы будете выполнять все  советы и рекомендации, то адаптация вашего ребенка к детскому коллективу пройдет достаточно быстро и легко.

                          


 

«Здравствуй, детский сад!»

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

Приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля - август или в самом начале учебного года), наихудший - конец осени, зима, начало весны - на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Занятия  в детском саду проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика - часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно. В это период необходимо как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху - телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

«Зачем ребенку детский сад?»

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша. При нормальном развитии у малышей в 8-9 месяцев появляется чувство тревоги и даже страха перед чужими людьми. Параллельно с этим, всё более усиливаются страхи у детей перед расставанием с родителем, к которому ребёнок особенно привязан (чаще всего это мама). С взрослением ребёнка растёт его привязанность к матери и, также, растёт чувство страха перед разлукой с нею, достигая своего максимума, когда малышу исполняется 1,5-2 года. Затем, по мере развития ребёнка и овладения им социальных навыков, этот страх ослабевает. Самое неподходящее время начала посещения детского сада в период от года и до 2-х лет. Значительно менее травмирующим для ребёнка является начало посещения яслей (детского сада) в 2-3 года.
Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3 - 4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду. Задолго до первого дня разговаривайте с малышом о садике, о его правилах, о других ребятах, которые очень ждут нового товарища. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - скоро он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью  говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш  в детском саду.

Предлагают родителям составить рассказ «Что такое детский сад?».
Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.".
Другой вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".

Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать". Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!