Конспект НОД по экспериментированию «Вода-растворитель. Очищение воды»
МДОУ детский сад п. Тихменево
Воспитатель: Телеганова Н.В.
ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь.
Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.
Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, колодец, фильтр, краситель.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, воронки, чайная ложка, речной песок, сахарный песок, краски гуашь, масло подсолнечное, ватные диски .
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы», беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Дети,послушайте загадку:
Если руки ваши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку погибать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Правильно. Сегодня мы будем говорить о воде.
-Для чего нужна вода?
Дети:Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно. Вода нужна всему живому на Земле. Растениям, животным людям.
Животные пьют воду, а например, рыбы в ней живут.
Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
-Где мы встречаем воду? слайды (озеро, река, море)
Вода это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Как вы думаете под землёй есть вода? Там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. (слайд колодца). В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда образуется родник. (слайд родника)
- А сейчас я предлагаю вам послушать звуки. Пройдите и сядьте на ковёр.
(фонограмма звуков воды)
А сейчас я приглашаю вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем проводить опыты с водой.
Есть ли запах у воды?
(Дети: нет)
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Чем вода приметна,
Что совсем …
(Дети: бесцветна) .
А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?
Дети: У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Воспитатель: Иногда говорят, что вода - растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите? -Давайте мы сейчас это прверим.
Возьмите кусочек сахара, положите его в стаканчик с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно) .
-Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.
-Давайте попробуем растворить другой песок.
-Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?
Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.
Воспитатель:Всё правильно. Вода не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.
Воспитатель:А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?
Воспитатель: Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага.
Возьмите ватный диск, положите его в воронку и потихоньку перелейте воду с песком в стакан. Что получилось?
Дети: Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.
Физкультминутка: «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивание — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети присели на корточки) .
Воспитатель: В маленькой тарелочке жидкость. Посмотрите, что это?
Правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите масло и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?
Дети: Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что для этого мы должны сделать?
Дети: возьмём воронку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.
Что же у нас получилось?
Дети: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачная.
-Итак, что нового мы сегодня узнали?
Дети: говорили о воде. Растворяется: сахар.Не растворяются: речной песок, подсолнечное масло.
Воспитатель:Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?
Дети:с помощью фильтра.
Воспитатель: Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить другие вещества. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.