Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5673 Творческий проект для дошкольников 3-6 лет "Яркий мир фольклора"

Опубликовано 02.01.2020

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

МАОУ «КСОШ-ДС»

 


 

Творческий проект

«Яркий мир фольклора»

СКАЧАТЬ (полный материал)

для дошкольников 3-6 лет

 

 

 

Пыть-Ях, 2018

 

Разработчик: Л.М. Есликовская

Участники: воспитанники младшей и старшей групп, их родители,

                     воспитатели младшей группы (О.С. Удавихина, Н.Б. Венеровская),

                     воспитатели старшей группы (Л.Б. Лукиных, И.В. Черепанова),

                     музыкальный руководитель Л.М. Есликовская

                     работники городской библиотеки

Тип проекта: по продолжительности: долгосрочный;

                     по численному составу: межгрупповой;

            по доминирующей линии: практико–ориентированный.

                     по содержанию: социально-педагогический.

Срок реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Актуальность.

       На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

       Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

       Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Проблема.

       Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклораДля решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Цель проекта: создать условия для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  • формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициями и обрядами русского народа;
  • познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • развивать воображение, творческие и актерские способности;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
  • воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
  • воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

 

Ожидаемые результаты:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором;
  • у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
  • воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения;
  • педагоги сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым;
  • родители воспитанников приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями;
  • будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;
  • опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде презентации для рекомендации педагогам дошкольных учреждений ДОУ.

Необходимые условия реализации проекта

 

 

 

 

Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах

 

Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ детского фольклора

Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии

 

 

 

 

Данная работа рассчитана на следующие этапы, соответствующие возрастным  

     категориям дошкольного возраста:

  • младший (3-4 года) – введение в мир фольклора, знакомство с азами народной культуры;
  • старший дошкольный возраст (5-6 лет), активный этап освоения проекта.

 

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством: 

  • заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок;
  • чтение художественной литературы;
  • использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных подвижных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • рассказ о народных обычаях и традициях;
  • смотр иллюстраций и презентаций о русском быте;
  • прослушивание произведений народного фольклора;
  • беседы, викторины, разъяснения.

 

Формы образовательной работы с детьми: 

  • Организованная образовательная деятельность.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

 

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  • музыкальные народные инструменты;
  • проектор, экран;
  • ТСО (видео- и аудиоаппаратура, компьютер); 
  • наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
  • национальные костюмы;
  • демонстрационный материал;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • в группах уголки ряженья для игровой, музыкальной и театрализованной деятельности;

 

Реализация проекта

 

I этап - организационно-подготовительный (10.09 -14.09)

 

  • обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • определение цели и задач проекта;
  • разработка плана-программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве);
  • мониторинг творческих способностей детей;
  • подбор методической и художественной литературы, пособий, атрибутов;
  • создание развивающей среды в группах для реализации проекта;
  • обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
  • анкетирование родителей по теме проекта.

 

II этап – основной-практический (17.09 – 17.05) 

 

Месяц

Формы работы

с детьми

Взаимодействие с педагогами

Сотрудничество с родителями и социумом

Сентябрь

  • · Беседа с детьми о народных праздниках, обычаях, традициях.
  • · Разучивание прибауток и потешек.
  • · Работа с раскрасками (народные промыслы).
  • · Просмотри презентации о народных музыкальных инструментах.
  • Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста».
  • Изготовление картотеки «Потешки для самых маленьких»
  • Изготовление дидактической игры «Математические пазлы для малышей «Народные промыслы России»
  • ·Анкетирование родителей по теме «Народные праздники и обычаи».
  • ·Посещение дворового клуба, разработка плана взаимодействия с дошкольниками
 

 

Октябрь

  • · «Один за всех…» развлечение с народными подвижными играми.
  • · Рассматривание с детьми методического пособия «Загадка жестовских узоров».
  • Просмотр презентации о народных промыслах России
  • · Дидактические игры с математическими пазлами («Народные промыслы России»)  
  • Семинар-практикум «Использование фольклора в процессе организации организованной образовательной деятельности» (обучение для педагогов ДОУ)
  • Изготовление картотеки народных подвижных игр.
  • Изготовление дидактических игр для малышей «Собери матрёшку», «Построй матрёшек по росту»
  • Папка-передвижка для родителей «Как приобщить ребёнка к русской культуре»
  • Консультация для родителей «Фольклорные народные игры».
 

 

Ноябрь

  • · Пение пестушек с малышами.
  • · Рассматривание с малышами картинок, иллюстраций, игрушек.
  • · Заучивание потешек.
  • · Исполнение попевок на детских музыкальных инструментах.
  • · Организация выставки рисунков «Мой любимый праздник».
  • · Изготовление картотеки «Пальчиковые потешки – малышам».
  • · Подготовка презентации для педагогов «УНТ. Малые жанры фольклора»
 

Посещение библиотеки. Беседа о народных праздниках, традициях.

Декабрь

  • Разучивание считалочек.
  • «Русский чай» посиделки в горенке с использованием детского музыкального фольклора.
  • Работа с раскрасками.
  • Разучивание новых народных подвижных игр.
  • · Изготовление картотеки «считалочки для дошкольников».
  • · Изготовление детских музыкальных инструментов вместе с детьми
  • · Организация выставки детских рисунков (раскрасок) «Моя матрёшечка»
  • · Помощь в изготовлении папки раскрасок для малышей «Мои матрёшки».
  • · Посещение дворового клуба, подготовка мероприятия «Давайте с вами поиграем»
   

январь

  • · Знакомство детей с Рождественскими песнями и колядками.
  • · Разучивание колядок
  • · «Пришла коляда – отворяй ворота» развлечение.
  • · Разыгрывание сценок
  • · Разучивание потешек и прибауток с малышами.
  • · Разучивание пальчиковой гимнастики
  • · Подготовка костюмов и атрибутов для ряженья и проведение развлечения.
  • · Изготовление презентации «Рождество» для ознакомления малышей с праздником.
  • · Подготовка презентации «Славянские куклы-обереги. История и традиции»
    • Консультация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России».
    • Мастер-класс с родителями и детьми «Народные очумельцы» (изготовление оберегов)
   

Февраль

  • · Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

обычаях.

  • · Знакомство с масленичными песнями.
  • · Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.
  • · Разгадывание загадок.
  • · Организация детского оркестра народных инструментов, исполнение несложных песенок.
  • · «Приди, весна» масленичные гуляния
  • Подготовка методического пособия «Народные пословицы и поговорки».
  • Изготовление пособия «Игры наших бабушек и дедушек»
  • Изготовление дидактической игры для малышей «Наряди матрёшечку»
  • · Помощь в изготовлении атрибутов к праздникам, пошив костюмов.
  • · Экскурсия в библиотеку «Выставка литературы о народных промыслах России», беседа.
   

Март

  • · Беседа о праздновании «Пасхи».
  • · Проведении русских народных игр: «Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Прялица
  • · Знакомство с пасхальными песнями. Разучивание приговорок и пасхальных песен.
  • · ОД «Раскрась пасхальное яичко»
  • · Организация выставки творческих работ родителей и воспитанников «Наша Пасха».
  • · Оформление картотеки музыкальных произведений, видео-материалов.
  • · Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи дошкольников».
  • · Посещение дворового клуба «Игры да потехи» (проведение народных подвижных игр)
   

Апрель

  • · «Смех да веселье» развлечение для всех групп к 1 апреля
  • · «День рождения матрёшки» ОД в старшей группе.
  • · Изготовление с детьми кукол-оберегов (кукла-куватка) из ткани

 

  • · Консультация для педагогов «Использование детского фольклора в образовательной деятельности по развитию речи».
  • · Пополнение развивающей среды в группах атрибутами и костюмами для инсценирования сказок
  • · Помощь родителей в изготовлении масок для театрализации
 

Май

  • · День открытых дверей «Чем богаты, тем и рады».
  • Организация Дня открытых дверей «Чем богаты, тем и рады!»
  • · Помощь в проведении Дня открытых дверей
   

 

 

3 этап – заключительный (обобщающий) 20.05 – 24.05

 

  • подведение итогов работы над проектом;
  • оформление материалов и презентации;
  • итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей, полученных в ходе работы над проектом (беседы, наблюдения, игры).
  • обобщение опыта.

 

 

Результаты реализации проекта

 

Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой, реализуемой в ДОУ.

 Было проведено диагностическое обследование детей    в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось 
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре. 
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей
      Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всех групп детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.


      Появились новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми. 

В работе с детьми:

 

  • Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором;
  • Проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
  • Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

 

В работе с педагогами:

 

  • Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми разных возрастных подгрупп.
  • Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно–педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

 

В работе с социумом и семьей:

  • Создана модель взаимодействия детского сада и социума по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.
  • По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.

 

По итогам анкетирования на начало проекта:

 

• 90% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;

• 77% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 5% - празднуют не регулярно, а 18% считают не нужным;

• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;

• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 70% любят и слушают более современную и популярную музыку;

• 10% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 45% не слушают совсем, а 45% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;

• 46% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, а 18% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 36% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.

 

Теоретическая значимость:

 

Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию подрастающего поколения.

 

Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.

 

 

Список литературы

 

  1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург, 1998\
  2. Боронина,Е.Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
  4. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.
  5. Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
  6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
  7. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот», Композитор. С-Птб., 2016.
  8. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
  9. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  Управление дошкольного образования №5/2005
    1. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
    2. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008
    3. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
    4. Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
    5. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
    6. Науменко Г.М. «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В САДУ И ШКОЛЕ» М., 2015.
    7. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
    8. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
    9. Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.