Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»
МАОУ «КСОШ-ДС»
Творческий проект
«Яркий мир фольклора»
СКАЧАТЬ (полный материал)
для дошкольников 3-6 лет
Пыть-Ях, 2018
Разработчик: Л.М. Есликовская
Участники: воспитанники младшей и старшей групп, их родители,
воспитатели младшей группы (О.С. Удавихина, Н.Б. Венеровская),
воспитатели старшей группы (Л.Б. Лукиных, И.В. Черепанова),
музыкальный руководитель Л.М. Есликовская
работники городской библиотеки
Тип проекта: по продолжительности: долгосрочный;
по численному составу: межгрупповой;
по доминирующей линии: практико–ориентированный.
по содержанию: социально-педагогический.
Срок реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Актуальность.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Проблема.
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Цель проекта: создать условия для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
- формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициями и обрядами русского народа;
- познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать воображение, творческие и актерские способности;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
- воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
- воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Ожидаемые результаты:
- дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором;
- у детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
- воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения;
- педагоги сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым;
- родители воспитанников приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями;
- будет создана модель взаимодействия детского сада и социума;
- опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде презентации для рекомендации педагогам дошкольных учреждений ДОУ.
Необходимые условия реализации проекта
Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах |
Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ детского фольклора |
Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии |
Данная работа рассчитана на следующие этапы, соответствующие возрастным
категориям дошкольного возраста:
- младший (3-4 года) – введение в мир фольклора, знакомство с азами народной культуры;
- старший дошкольный возраст (5-6 лет), активный этап освоения проекта.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных подвижных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- смотр иллюстраций и презентаций о русском быте;
- прослушивание произведений народного фольклора;
- беседы, викторины, разъяснения.
Формы образовательной работы с детьми:
- Организованная образовательная деятельность.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
- Наблюдения в быту и природе.
- Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
- Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
- музыкальные народные инструменты;
- проектор, экран;
- ТСО (видео- и аудиоаппаратура, компьютер);
- наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
- национальные костюмы;
- демонстрационный материал;
- дидактический и раздаточный материал;
- в группах уголки ряженья для игровой, музыкальной и театрализованной деятельности;
Реализация проекта
I этап - организационно-подготовительный (10.09 -14.09)
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- определение цели и задач проекта;
- разработка плана-программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве);
- мониторинг творческих способностей детей;
- подбор методической и художественной литературы, пособий, атрибутов;
- создание развивающей среды в группах для реализации проекта;
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
- анкетирование родителей по теме проекта.
II этап – основной-практический (17.09 – 17.05)
Месяц |
Формы работы |
||
с детьми |
Взаимодействие с педагогами |
Сотрудничество с родителями и социумом |
|
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
Посещение библиотеки. Беседа о народных праздниках, традициях. |
|
Декабрь |
|
||
январь |
|
||
Февраль |
обычаях.
|
||
Март |
|
||
Апрель |
|
|
|
Май |
|
3 этап – заключительный (обобщающий) 20.05 – 24.05
- подведение итогов работы над проектом;
- оформление материалов и презентации;
- итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей, полученных в ходе работы над проектом (беседы, наблюдения, игры).
- обобщение опыта.
Результаты реализации проекта
Чтобы выявить результативность нашей работы по теме мы воспользовались диагностической картой, реализуемой в ДОУ.
Было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики широко использовалось
систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.) Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний по народной культуре.
Индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы дали нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитии детей.
Таким образом, педагогическая оценка помогла выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всех групп детей в целом. Она дала возможность творчески подходить к обучению и воспитанию, получить хорошие результаты работы. Уровень развития детей, в основном, высокий и средний.
Появились новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.
В работе с детьми:
- Изложенные в проекте концепции, положения, идеи, наблюдения послужили основанием для построения педагогического процесса на основе ознакомлению детей с фольклором;
- Проект позволил повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.
- Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.
В работе с педагогами:
- Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми разных возрастных подгрупп.
- Сформировано умение самостоятельно моделировать организационно–педагогическую деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
В работе с социумом и семьей:
- Создана модель взаимодействия детского сада и социума по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.
- По результатам анкетирования у родителей изменились взгляды на воспитание детей в домашних условиях.
По итогам анкетирования на начало проекта:
• 90% родителей считают, что дети должны знать народную культуру;
• 77% родителей с детьми празднуют дома народные праздники, 5% - празднуют не регулярно, а 18% считают не нужным;
• 90% родителей считают положительно, что в детском саду празднуются различные народные праздники;
• 24% родителей считают, что детям нравится русское народное творчество, 15% относятся к творчеству равнодушно, а 70% любят и слушают более современную и популярную музыку;
• 10% родителей с детьми слушают и поют дома русские народные песни, 45% не слушают совсем, а 45% или слушают по телевизору, или на городских мероприятиях;
• 46% родителей имеют какой-либо музыкальный инструмент, а 18% собираются приобрести музыкальный инструмент для обучения ребёнка в музыкальной школе, 36% родителей не имеют музыкальных инструментов и не собираются обучать детей музыке.
Теоретическая значимость:
Внедрение данного проекта вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к русской народной культуре, нравственно-патриотическому и познавательно – речевому развитию подрастающего поколения.
Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанная технология использования детского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приносит пользу родителям для занятий с детьми в семейном кругу.
Список литературы
- Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург, 1998\
- Боронина,Е.Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
- Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.
- Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
- Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Как у наших у ворот», Композитор. С-Птб., 2016.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
- Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
- Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
- Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
- Науменко Г.М. «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В САДУ И ШКОЛЕ» М., 2015.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
- Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
- Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.