Проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Дети и экономика»
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №135» Тетерина Т.П.
Тип проекта- социально-экономический, исследовательский, творческий.
Участники проекта – дети, воспитатель, родители.
Количество участников – подгрупповой.
Продолжительность – долгосрочный.
Проект направлен на развитие познавательной активности детей, умение ориентироваться в современном мире. Часть эксперимента осуществлялась в домашних условиях с привлечением родителей воспитанников.
Проект содержит нравственный, воспитательный и познавательный аспект. В ходе работы развивается любознательность ребенка.
Специфика проекта - комплексный, интегрированный характер, практическая направленность, включение детей и взрослых в экспериментальную деятельность.
Проблема:
Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его элементарным правилам поведения. Раньше говорить о деньгах было не принято, считалось это не приличным, в современном обществе отношение к деньгам изменилось.
Актуальность: Экономическое воспитание приближает детей к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности.
Социальная значимость: Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями
Цель: Научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека; Развивать интерес и желание знать историческое прошлое предмета. Познакомить детей с историей денег, с процессом их преобразования человеком;
Задачи: создание условий для развития интеллектуально-познавательного потенциала у детей к окружающему миру, интереса к окружающим предметам, желание научится разбираться в деньгах,
- формирование представлений о разнообразии денежных знаков в разных странах,
- формирование ценностных нравственных основ личности ребенка,
- формирование элементарной системы знаний о деньгах, валюте разных стран, экономике, истории возникновения денег,
- развитие умений анализировать и систематизировать полученные знания,
- поощрение самостоятельного поиска средств выразительности,
- развитие познавательных, художественно-творческих способностей у детей,
- формирование исследовательских умений и навыков,
- комплексное развитие связной речи; навыков публичного выступления, активизация словаря детей,
- развитие креативного мышления и воображения, памяти, внимания, наблюдательности.
- создание мини-музея по теме «Деньги» для познавательной деятельности.
Пути достижения цели:
- Разработка занятий "Что мы знаем о деньгах", Экскурсия в мини-музей денег»";
- Создание познавательно-насыщенной среды группы;
- Рассказ педагога об истории возникновения денег;
- Загадывание загадок о деньгах;
- Рассматривание разных видов денежных знаков;
- Изготовление игровых денежных знаков, ценников;
- Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет», «Медицинский центр, «Банк";
- Дидактическая игра "У тебя есть копилка";
- Создание схем-таблиц «Потребности древнего человека», «Потребности современного человека», «Семейный бюджет», «Семейная экономика»;
- Дидактическая игра "Что можно купить и чего не купишь за деньги»;
- Подбор стихов, пословиц;
- Консультации для педагогов;
Этапы реализации проекта:
1 этап организационный - «Экономика повсюду» - на этомэтапе раскрывается значение экономики в жизни людей, вводятся понятия «потребности» и «возможности» человека, показываются культурные способы удовлетворения потребностей, составляется план работы над проектом. Анкетирование и обсуждение того, что необходимо сделать со всеми участниками проекта. Подбор справочной, методической и детской литературы, оборудования и пособий для реализации проекта. Чтение познавательной литературы, рассматривание различных купюр и монет России и других стран мира и т. д.
2 этап практический - «Домашняя экономика» знакомит детей с понятиями «домашнее хозяйство», «деньги», «семейный бюджет».
Приглашение родителей на занятия экономического содержания, на которых они не только зрители, но и активные участники. Презентация театрализованной постановки экономического содержания. Создание мини-музея денег «Монетка». Изготовление родителями и детьми копилок для мини-музея «Денег» Представление «Мини-музея денег» как экономического уголка в группе. Презентация докладов детей по теме: «Что мы знаем о деньгах», «Семейный бюджет», «Семейная экономика». Выставка детской литературы с экономическим содержанием. Изготовление книги «Пословицы и поговорки о деньгах» Организация и проведение сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Медицинский центр», «Банк». Изготовление дидактических игр: «Валютная карта мира», «Что можно купить и чего не купишь за деньги»
3 этап итоговый - «Человек и экономика» в нем раскрывается роль человека в экономике, значение труда взрослых членов семьи для жизни детей и семьи в целом. экскурсия в музей денег «Монетка».
Презентация проекта:
1.Открытый просмотр. Презентация проекта в виде экскурсии в мини- музей денег «Монетка» для родителей, детей старших и подготовительных групп.
2 Консультация для педагогов
3. Выступление на семинаре – практикуме.