Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5679 Проект "Книжка - малышка (Для родителей)"

Опубликовано 10.01.2020

Чучва Елена Анатольевна

МДОБУ «Тарасовский детский сад»

Воспитатель

 

Информационная карта проекта

«Книжка-малышка (Для родителей)»  

П/н

Раздел

Содержание

  1. 1.     

Название

«Книжка-малышка (Для родителей)»

  1. 2.     

Направленность проекта

 «Книжка-малышка (Для родителей)»  как средство повышения педагогической культуры родителей»

 

  1. 3.     

Автор

Чучва Е. А., студентка 3 курса ПДО -161, направления подготовки 44.03.05 направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование «Дошкольное образование».

  1. 4.     

Руководитель

Шмырева Наталья Александровна, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент

  1. 5.     

База проекта

МДОБУ «Тарасовский детский сад» 20 родителей

  1. 6.     

Сроки

Долгосрочный (14.01.2019 г. – 10.05.2019 г.)

  1. 7.     

Тип проекта

Воспитательный

  1. 8.     

Аннотация

Проект «Книжка-малышка (Для родителей)»  как средство повышения педагогической культуры родителей» предполагает продолжительность реализации 5 месяцев.

Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный. В ходе проекта будет реализовываться план мероприятий, который включает в себя различные направления повышения педагогической культуры родителей: родительские собрания, беседы,семинары, деловая игра, анкетирование. Предполагаемый результат – использование консультативно - информационного материала книжка-малышка (Для родителей), как средство повышения педагогической культуры родителей позволит   увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе дошкольного учреждения; повысить уровень педагогической культуры родителей.

  1. 9.     

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

-  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

Методическая база:

диагностическая методика:

-  анкетирование родителей;

-  оценка и эффективность  уровней педагогической культуры для родителей (по Т.А. Данилиной);

Кадровое обеспечение:

-  педагог-психолог (проведение диагностической методики, обработка результатов);      

Технические и материальные ресурсы:

-  группа, которая позволит разместить родителей;

-  столы, стулья;

-  канцелярские принадлежности: листы бумаги А4, авторучки;

-  компьютер, проектор.

  1. 10. 

Цель

Реализация консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей)

  1. 11. 

Задачи

  1. Рассмотреть теоретические особенности педагогической культуры  родителей в дошкольной образовательной организации.
  2. Раскрыть сущность понятия педагогическая культура родителей.
  3.  Разработать план реализации этапов проекта.
  4. Сформулировать критерии, показатели результативности.
  5. Представить возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.
  6. Выявить результаты реализации проекта на основе использования методики, анкетирования родителей.
  7. Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.
    1. 12. 
 

Предполагаемый результат

Использование консультативно - информационного материала книжка-малышка (для родителей), как средство повышения педагогической культуры родителей позволит   увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.

  1. 13. 

Оригинальность

Составлен комплекс мероприятий, способствующих повышению педагогической культуры родителей.

 

 

Пояснительная записка

 

Анализ современного общества и современной семьи показывает,  что современная российская семья не вполне выполняет функцию по воспитанию детей в условиях семьи. Проблему усугубляет отсутствие нравственных ориентиров и, как следствие, неспособность семьи противостоять негативным социальным тенденциям. Большинство родителей не обладают глубокими знаниями и навыками установления позитивного взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.

Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании.

Педагогическая культура родителей - один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования — это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом.

Т.А. Куликова определяет, что «педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания».

И. В. Гребенников выделяет принципы работы по повышению педагогической культуры родителей, содержание взаимодействия школы и семьи, формы организации этого взаимодействия.

Т.В. Лодкина выделяет, что уровень «педагогической культуры родителей» находиться в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, тесно связано с воспитательными целями и устремлениями родителей:

-    физического совершенства детей;

-    нравственного развития;

-    подготовка к будущей жизни, труду.

Таким образом, педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой накоплен человеческий опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Необходимо помнить, что ориентированность дошкольной образовательной организации на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. 

В современных условиях участие в повышение педагогической культуры семьи должно стать профессиональной обязанностью каждого воспитателя.

В основе сотрудничества семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Поэтому педагогическая работа с родителями может рассматриваться как постоянный процесс их саморазвития, основанный на сознательном стремлении к совершенствованию своей личности.

 В руководстве саморазвитием родителей важно подвести их к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своих родительских функций.

В этом случае знания, информация, полученные от воспитателей, психолога, из литературы, станут внутренней составляющей личности, будут приобретать личностный смысл, побуждать к преобразованию себя, к совершенствованию своей родительской культуры.

 Значение педагогической поддержки родителей в формировании педагогической культуры должно состоять в том, чтобы помочь осознать и преодолеть то или иное затруднение, ориентируясь на имеющиеся возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий в воспитании ребенка, создать условия для самостоятельного преодоления затруднений в воспитании ребенка.

Для повышения «педагогической культуры родителей в дошкольном образовательном  учреждении необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с родителями, как традиционные, так и инновационные.

Для определения содержания и форм развития педагогической культуры , воспитателю необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей.

 Эффективность будет зависеть от знания воспитателями конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями

Поэтому педагогическая культура родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.

Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы работа велась целенаправленно, планомерно, систематически.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность данного проекта повысить педагогическую культуру  родителей в дошкольной  образовательной организации  помогут  консультативно-информационные материалы.

Таким образом, имеется противоречие между объективно обусловленной потребностью повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации и  недостаточной теоритической и методической разработанностью этой проблемы.

Данное противоречие определило проблему проекта:  сущность, которой заключается в необходимости разработки консультативно-информационного материала «Книжка-малышка «Для родителей» как средства повышения педагогической культуры родителей.

 

План организации и реализации проекта

1 этап – диагностический

Цель: выявление уровня педагогической культуры родителей. Разработка основных направлений использования консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей) на втором этапе.

2 этап – основной

Цель: внедрение разработанного  консультативно-информационного материала, способствующие формированию педагогической культуры родителей.

3 этап – контрольно-измерительный

Цель: подведение итогов по реализации использования консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей) в дошкольном образовательном учреждении, выявление уровня компетентности родителей.

 

 

 

 

Программа реализации этапов проекта

 

Этап

Содержание

1 этап

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
  2. Выбрать инструментарий диагностики для педагогической культуры родителей.
  3. Использовать диагностическую методику (исследовать исходный уровень педагогической культуры родителей): проективные методики, анкетирование, наблюдение.
  4. Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

  1. 1.     Ответственность за воспитание.

Цель: выявление уровня знания собственного ребенка. 

Анкета «Интерес к деятельности собственного ребенка».

Цель: выявить знания  о том, как родители знают своего ребенка.

  1. 2.    Знания о развитии, воспитании и обучении.

Цель: наличие определенных знаний и развитии, воспитании и обучении. Готовность к пополнению и углублению знаний.

  1. 3.    Практические умения по организации жизни деятельности).

Цель: Общность во всех семейных делах. Вовлечение ребенка в семейные дела и заботы.

Показатели результативности:

  • подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта:
  1.   Богуславский,  М. В. Аксиологические приоритеты культурно-антропологической парадигмы  в  отечественной педагогике первой трети XIX века [Электронный ресурс]/ М. В. Богуславский. – Режим доступа http://www. itiprao.ru/boguslav.htm.
  2. Петьков, В. А.Формирование педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений  [Электронный ресурс]/ В. А. Петьков// Теория и практика общественного развития. 2014. №15. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pedagogicheskoy-kultury-studentov-v-sfere-semeynyh-otnosheniy
  3.      Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия [Текст]/ Под ред.  Н.В. Микляевой. – М., 2010.
  4.  выявлен уровень педагогической культуры родителей на начало реализации проекта (низкий уровень);
  • сформулированы направления деятельности педагогов по реализации второго этапа проекта.

2 этап

Задачи:

  1. Разработать план мероприятий, способствующих повышению педагогической культуры родителей.
  2. Стимулировать мотивировать родителей принимать участие в использовании  консультативно-информационного материала «Книжка-малышка (Для родителей)».
  3. Провести комплекс мероприятий по педагогической культуры родителей (приблизительно 2 раза в месяц).
  4. Провести завершающее мероприятие, получить обратную связь о результатах проведенных мероприятий.

Мероприятия:

  1. 1.    Родительское собрание использование  консультативно-информационного материала «Книжка-малышка (Для родителей)».

Цель: установление контакта с родителями (законными представителями), изложение теоретической информации.

Результаты:

  • охарактеризована сущность полезности консультативно-информационного материала;
  • в целом у родителей (законных представителей ) сформировано положительное отношение к «Книжке-малышке (Для родителей) (мотивация).
  1. 2.    Анкетирование родителей.

Цель: выявить знания и способы воспитания ребенка.

Описание: родителям предложена анкета состоящая из шести блоков.

  1. 3.     «Деловая игра».

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу подготовки детей к школе; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей

Описание: родители делятся на две команды. Предлагаются выполнение заданий..

Показатели результативности:

  • разработан план мероприятий, способствующих привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ;
  • повысился уровень заинтересованности родителей  к информационному материалу
  • проведен комплекс мероприятий по внедрению «Книжки-малышки (Для родителей»)
  • получена обратная связь о результатах использования консультативно-информационного материала «Книжка-малышка (Для родителей)в ходе завершающего мероприятия «Деловая игра».

3 этап

Задачи:

  1. Проанализировать и выявить результативность проведенных мероприятий.
  2. Выбрать инструментарий диагностики.
  3. Использовать диагностические методики (исследовать уровень педагогической культуры родителей): наблюдение, проективная методика, анкетирование.
  4. Обработать полученные результаты.
  5. На основе полученных данных составить рекомендации для поддержания положительного отношения родителей к «Книжке-малышке (Для родителей).
  6. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

  1. 1.    Используемые методики:
  2. 2.     Ответственность за воспитание.
  3. 3.    Цель: выявление уровня знания собственного ребенка. 
  4. 4.    Анкета «Интерес к деятельности собственного ребенка».
  5. 5.    Цель: выявить знания  о том, как родители знают своего ребенка.
  6. 6.    Знания о развитии, воспитании и обучении.
  7. 7.    Цель: наличие определенных знаний и развитии, воспитании и обучении. Готовность к пополнению и углублению знаний.
  8. 8.    Практические умения по организации жизни деятельности).
  9. 9.    Цель: Общность во всех семейных делах. Вовлечение ребенка в семейные дела и заботы.

Показатели результативности:

  • уровень педагогической культуры родителей повысился и приобрел  устойчивый характер;
  • выявлена результативность проведенных мероприятий;
  • составлен отчет о проделанной работе.

 

Риски и мероприятия по их минимизации

 

Риски

Минимизация

Риск 1: Преждевременное угасание интереса родителей к проводимым мероприятиям.

Индивидуальная беседа, в ходе которой происходит выявление причин угасания интереса, мотивирование их на дальнейшее участие в мероприятиях по применению информационного материала.

Риск 2: Скептическое отношение родителей к результативности информационного материала книжки-малышки Для родителей»

Приведение примеров из практики, которые доказывают результативность информационного материала.

Риск 3: Нерегулярное посещение мероприятий родителями.

Изначально представить родителям важность использования консультативно-информационного материала.

Риск 4: Несоответствие материально-технической базы для проведения мероприятий по арт-терапии (нет фотоаппарата, магнитофона, канцелярских принадлежностей и т.д.).

Заранее продумать несколько вариантов мероприятий (например, сказкотерапия не требует использования гаджетов, компьютеров, канцелярских материалов).

 

Критерии и показатели результативности

 

Критерии

Показатели

Познавательный

  • знания о возможностях консультативно-информационного материала, позволяющие минимизировать конфликтные ситуации.

Эмоционально-волевой

  • формирование положительного отношения к «Книжке-малышке (Для родителей).

Деятельностный

  • активное участие в мероприятиях по повышению педагогической культуре родителей;

 

 

 

Продукт реализации проекта

 

  • консультативно-информационный материал «Книжка-малышка (Для родителей»);
  • план мероприятий, способствующий формироюания педагогической культуры родителей .

 

Прогноз, перспектива развития проекта

Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях,  главная цель консультативно-информационного материала  в виде книжки-малышки (Для родителей) является  реальной возможностью обеспечить взаимодействие (сотрудничество) с родителями (законными представителями) и повысить их педагогической культуры.