Чучва Елена Анатольевна
МДОБУ «Тарасовский детский сад»
Воспитатель
Информационная карта проекта
«Книжка-малышка (Для родителей)»
П/н |
Раздел |
Содержание |
|
Название |
«Книжка-малышка (Для родителей)» |
|
Направленность проекта |
«Книжка-малышка (Для родителей)» как средство повышения педагогической культуры родителей»
|
|
Автор |
Чучва Е. А., студентка 3 курса ПДО -161, направления подготовки 44.03.05 направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование «Дошкольное образование». |
|
Руководитель |
Шмырева Наталья Александровна, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики ИО КемГУ, кандидат педагогических наук, доцент |
|
База проекта |
МДОБУ «Тарасовский детский сад» 20 родителей |
|
Сроки |
Долгосрочный (14.01.2019 г. – 10.05.2019 г.) |
|
Тип проекта |
Воспитательный |
|
Аннотация |
Проект «Книжка-малышка (Для родителей)» как средство повышения педагогической культуры родителей» предполагает продолжительность реализации 5 месяцев. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный. В ходе проекта будет реализовываться план мероприятий, который включает в себя различные направления повышения педагогической культуры родителей: родительские собрания, беседы,семинары, деловая игра, анкетирование. Предполагаемый результат – использование консультативно - информационного материала книжка-малышка (Для родителей), как средство повышения педагогической культуры родителей позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе дошкольного учреждения; повысить уровень педагогической культуры родителей. |
|
Ресурсы |
Нормативно–правовая база: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Методическая база: диагностическая методика: - анкетирование родителей; - оценка и эффективность уровней педагогической культуры для родителей (по Т.А. Данилиной); Кадровое обеспечение: - педагог-психолог (проведение диагностической методики, обработка результатов); Технические и материальные ресурсы: - группа, которая позволит разместить родителей; - столы, стулья; - канцелярские принадлежности: листы бумаги А4, авторучки; - компьютер, проектор. |
|
Цель |
Реализация консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей) |
|
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
Использование консультативно - информационного материала книжка-малышка (для родителей), как средство повышения педагогической культуры родителей позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе. |
|
|
Оригинальность |
Составлен комплекс мероприятий, способствующих повышению педагогической культуры родителей. |
Пояснительная записка
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что современная российская семья не вполне выполняет функцию по воспитанию детей в условиях семьи. Проблему усугубляет отсутствие нравственных ориентиров и, как следствие, неспособность семьи противостоять негативным социальным тенденциям. Большинство родителей не обладают глубокими знаниями и навыками установления позитивного взаимодействия в сфере детско-родительских отношений.
Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании.
Педагогическая культура родителей - один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования — это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом.
Т.А. Куликова определяет, что «педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания».
И. В. Гребенников выделяет принципы работы по повышению педагогической культуры родителей, содержание взаимодействия школы и семьи, формы организации этого взаимодействия.
Т.В. Лодкина выделяет, что уровень «педагогической культуры родителей» находиться в прямой зависимости от уровня образованности, богатства жизненного опыта семьи, тесно связано с воспитательными целями и устремлениями родителей:
- физического совершенства детей;
- нравственного развития;
- подготовка к будущей жизни, труду.
Таким образом, педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой накоплен человеческий опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Необходимо помнить, что ориентированность дошкольной образовательной организации на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
В современных условиях участие в повышение педагогической культуры семьи должно стать профессиональной обязанностью каждого воспитателя.
В основе сотрудничества семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Поэтому педагогическая работа с родителями может рассматриваться как постоянный процесс их саморазвития, основанный на сознательном стремлении к совершенствованию своей личности.
В руководстве саморазвитием родителей важно подвести их к осознанию своей роли как родителя, к внутреннему осмыслению своих родительских функций.
В этом случае знания, информация, полученные от воспитателей, психолога, из литературы, станут внутренней составляющей личности, будут приобретать личностный смысл, побуждать к преобразованию себя, к совершенствованию своей родительской культуры.
Значение педагогической поддержки родителей в формировании педагогической культуры должно состоять в том, чтобы помочь осознать и преодолеть то или иное затруднение, ориентируясь на имеющиеся возможности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий в воспитании ребенка, создать условия для самостоятельного преодоления затруднений в воспитании ребенка.
Для повышения «педагогической культуры родителей в дошкольном образовательном учреждении необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с родителями, как традиционные, так и инновационные.
Для определения содержания и форм развития педагогической культуры , воспитателю необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей.
Эффективность будет зависеть от знания воспитателями конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями
Поэтому педагогическая культура родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы работа велась целенаправленно, планомерно, систематически.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность данного проекта повысить педагогическую культуру родителей в дошкольной образовательной организации помогут консультативно-информационные материалы.
Таким образом, имеется противоречие между объективно обусловленной потребностью повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации и недостаточной теоритической и методической разработанностью этой проблемы.
Данное противоречие определило проблему проекта: сущность, которой заключается в необходимости разработки консультативно-информационного материала «Книжка-малышка «Для родителей» как средства повышения педагогической культуры родителей.
План организации и реализации проекта
1 этап – диагностический
Цель: выявление уровня педагогической культуры родителей. Разработка основных направлений использования консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей) на втором этапе.
2 этап – основной
Цель: внедрение разработанного консультативно-информационного материала, способствующие формированию педагогической культуры родителей.
3 этап – контрольно-измерительный
Цель: подведение итогов по реализации использования консультативно-информационного материала книжка-малышка (Для родителей) в дошкольном образовательном учреждении, выявление уровня компетентности родителей.
Программа реализации этапов проекта
Этап |
Содержание |
1 этап |
Задачи:
Используемые методики:
Цель: выявление уровня знания собственного ребенка. Анкета «Интерес к деятельности собственного ребенка». Цель: выявить знания о том, как родители знают своего ребенка.
Цель: наличие определенных знаний и развитии, воспитании и обучении. Готовность к пополнению и углублению знаний.
Цель: Общность во всех семейных делах. Вовлечение ребенка в семейные дела и заботы. Показатели результативности:
|
2 этап |
Задачи:
Мероприятия:
Цель: установление контакта с родителями (законными представителями), изложение теоретической информации. Результаты:
Цель: выявить знания и способы воспитания ребенка. Описание: родителям предложена анкета состоящая из шести блоков.
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу подготовки детей к школе; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей Описание: родители делятся на две команды. Предлагаются выполнение заданий.. Показатели результативности:
|
3 этап |
Задачи:
Используемые методики:
Показатели результативности:
|
Риски и мероприятия по их минимизации
Риски |
Минимизация |
Риск 1: Преждевременное угасание интереса родителей к проводимым мероприятиям. |
Индивидуальная беседа, в ходе которой происходит выявление причин угасания интереса, мотивирование их на дальнейшее участие в мероприятиях по применению информационного материала. |
Риск 2: Скептическое отношение родителей к результативности информационного материала книжки-малышки Для родителей» |
Приведение примеров из практики, которые доказывают результативность информационного материала. |
Риск 3: Нерегулярное посещение мероприятий родителями. |
Изначально представить родителям важность использования консультативно-информационного материала. |
Риск 4: Несоответствие материально-технической базы для проведения мероприятий по арт-терапии (нет фотоаппарата, магнитофона, канцелярских принадлежностей и т.д.). |
Заранее продумать несколько вариантов мероприятий (например, сказкотерапия не требует использования гаджетов, компьютеров, канцелярских материалов). |
Критерии и показатели результативности
Критерии |
Показатели |
Познавательный |
|
Эмоционально-волевой |
|
Деятельностный |
|
Продукт реализации проекта
- консультативно-информационный материал «Книжка-малышка (Для родителей»);
- план мероприятий, способствующий формироюания педагогической культуры родителей .
Прогноз, перспектива развития проекта
Данный проект может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях, главная цель консультативно-информационного материала в виде книжки-малышки (Для родителей) является реальной возможностью обеспечить взаимодействие (сотрудничество) с родителями (законными представителями) и повысить их педагогической культуры.