«Использование камешков марблс в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Чаще всего они около 1⁄2—1 дюйма (1,25—2,5 см) в диаметре, но размер может варьироваться. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles). Они часто коллекционируются — как из ностальгии, так и за их интересные цвета и форму.
Марблы предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана, недалеко от реки Инд.. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла. В Риме каменные марблы делались, в основном, из мрамора, откуда и пошло английское название («марбл» по-английски и означает «мрамор»).
Современные камешки марблс – это сияющие стеклянные шарики сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает все таинственное, а камни обладают какой – то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.
Камешки — интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал.
Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт – терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Использование камешков марблс позволяет решить многие задачи:
- Ø развитие мелкой моторики рук;
- Ø развитие координации движений;
- Ø развивать зрительное внимание, память;
- Ø развивать тактильные ощущения;
- Ø развитие мыслительных операций;
- Ø стимулирование зрительно-поисковой деятельности;
- Ø развитие познавательной активности;
- Ø стимулирование деятельности ЦНС.
Все упражнения, предложенные детям, изменялись в зависимости от умственной и моторной способности ребенка, заинтересованности в игре, а также от поставленной цели.
Сортировка камней:
По цвету: в цветные емкости (тарелочки) ребенок подбирает камешки, соответствующего цвета;
По размеру: несколько коробок с указателями для различного размера — для маленьких, средних, больших камней;
По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра — для овальных камней, круглых;
По весу: Ставили опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;
По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» — насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.
Развитие пространственной ориентировки:
Развитие ориентировки на листе бумаги («Положи камешек в правом верхнем углу»), относительно себя («слева от себя»).
Выложи последовательность. Например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
Выложи предмет по контуру, геометрическую фигуру, цифру, букву.
«Найди меня», «Найди пару». В емкость с песком спрятать камешки и предложить ребенку найти их.
Игра «Зеркало». Ребенку предлагается выложенная на листе из камешков в зеркальном отражении буква. Задача: выложить букву правильно.
«Создай картину». Предложить ребенку создать картину на листе бумаги из камешков.
Таким образом, работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение, повышают речевую активность детей, вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Данные игры могут быть использованы при работе с подгруппой детей или индивидуально, помогают педагогу привлечь внимание детей к заданиям.
Использованы материалы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BB_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0)
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_kamnej_marbls_pri_obuchenii_detej_s_o_182154.html