Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5695 Комплексы упражнений с мячом

Опубликовано 15.01.2020
Сальникова Евгения Александровна
МАДОУ №82 "Гусельки"
г. Северодвинск, Архангельская область
Инструктор по физической культуре

Комплексы упражнений с мячом

 

                                     

        Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешного обучения в школе. Предложенные игры будут способствовать развитию координации движений, становлению у детей графомоторных навыков.

Рекомендовано специалистам по физическому воспитанию, ДОУ,

Пояснительная записка

Подготовка детей к обучению в школе является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения.  Успешность обучения в школе во многом зависит от  готовности детей к освоению письма. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать активные движения пальцев рук.  Учеными доказана прямая взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций.  От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Поэтому развитие ручной ловкости дошкольников является весьма актуальной задачей.

Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

В процессе обучения действиям с мячом важно обеспечить постепенное усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращении с мячом. Оптимальные условия для формирования таких действий создает четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения.

                           Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)

 

 

Комплекс 1.

1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, скользящими вверх-вниз.

2. И.п.: о.с, руки вытянуты вперед, мяч между ладонями. Про катывание мяча скользящими движениями ладоней от себя — к себе.

3.    «Скатаем снежок»

И.п.: о.с, мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).

4.   И.п.: о.с, руки вверху, мяч между ладонями. Прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз.

о. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями. Прокатывание мяча вправо и влево.

6.   То же упражнение из и.п. — руки за спиной.

7.   И.п.: о.с, руки перед грудью. Мяч в ладонях с растопырен ными пальцами. Вращение мяча к себе — от себя, перебирая пальцами.

8.   И.п.: о.с, положение рук произвольно, мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.

9.   И.п.: о.с, левая рука вытянута вперед, ладонью вверх. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки от пальцев до плеча и обратно. То же другой рукой.

10.  И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. Энергичное прокатывание мяча вперед-назад по полу. То же левой рукой.

11.  И.п.: сидя, широко расставив ноги. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча круговыми движениями. То же левой рукой.

12.  И.п.: о.с, руки перед грудью, левая ладонь над правой. Мяч между ними. Смена положения ладоней вращательными дви жениями, не роняя мяча.

13.  То же упражнение, но мяч удерживают указательные пальцы рук.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, дозировка! зависит от подготовленности и тренированности детей.

Комплекс 2.

1. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1) руки через стороны вверх, подняться и передать мяч в правую руку — вдох;

2) опустить руки вниз — выдох;

3) повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую.

При передаче мяча смотреть вверх. Руки вверху должны быть точно над головой.

2.  И.п.: стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке.

1) наклон вправо, руки за голову, передавая мяч в правую руку;  

2) выпрямиться, руки вниз;

3) то же — в другую сторону, передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены в стороны, назад. Дыхание произвольное, темп средний.

3.  И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1) наклон вперед и, опуская руки, передать мяч позади голеней в правую руку;

2) выпрямиться.

4.  И.п.: стойка ноги вместе, руки в стороны. Мяч в правой руке.

1) глубокий присед, колени вместе, руки вниз — передать мяч в левую руку (у носков ног) — выдох;

2) встать, руки в стороны — выдох;

3) то же, передавая мяч в правую руку.

5.  И.п.: упор, стоя на коленях, мяч на полу между ног.

1) наклониться, коснуться мяча головой.

6.  И.п.: основная стойка. Прыжки вокруг мяча.

Комплекс упражнений с каучуковым шариком

«РАЗМИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

 «Здравствуй, мой любимый мячик!» —

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

 

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

 

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

 

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

 

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

 

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

 

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

 

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

 

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

 

КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»

Используя данный комплекс, дети одновременно учатся правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

Игры с мячом с использованием дидактических пособий

Ниже предлагается описание пособий, изготовленных в группе, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.

Пособия могут быть выполнены в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

  1. «Разноцветные шары»

 

Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой или левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков

Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:

Шарик, шарик, не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо —

Ты ж еще на небе не был!

2. «Дождик»

 

Ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик.

Движения сопровождаются стихотворением:

Дождик капал, капал, лил

И по улице бродил.

Намочил он всех прохожих,

Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу — и пропал!

3. «Парашютисты»

 

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А — У...

До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:

А — У

И — О

Э — И

4. «Плывет, едет, скачет»

 

Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной кон фигурации, сопровождая движения стихотворениями:

Машина

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.

Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах — четыре шины,

А зовут ее — машина.

Мяч

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.

Лодочка

Вот плывет моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплываем в гости к вам.

Я — отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

6. «Кто быстрее?»

 

Кто быстрее всех придет,

Тот нектар в цветке найдет.

7. «Снежинки»

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.

 

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

Для детей с задержкой психического развития характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем при водит к дисграфии.

Предложенная система упражнений с мячом направлена одновременно на развитие мелкой моторики и одновременно на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого ис пользуются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Все эти игры не требуют большого пространства. Их мож но проводить даже в небольшом логопедическом кабинете.

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. 

Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок:

Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Логопед:

Раз, два, три —

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры.

Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Цель- закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры.         Дети выполняют задания по инструкции логопеда.

Логопед:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот — не запутаться б мне.

Игра «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — сле ва, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры.

По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Логопед:

От ворот —поворот

Вправо и наоборот.

Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры.

Дети становятся в круг на некотором расстоя нии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры.

Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:

•  Какой обруч находится слева (справа)?

•  Стукни три раза мячом в правый обруч.

•  Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

•  Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

•   Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.

Ход игры.

Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

Подвижные игры с мячом

Веселый мячик

Цели игры:

•    формирование правильной осанки;

•    укрепление мышечного аппарата стоп;

•    развитие внимания, быстроты реакции.

Оборудование: мячи размером с ладонь, стулья.

Ход игры.

Игроки стоят или сидят на стульях на расстоянии 1 м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят од ной рукой под стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново.

«Сбей мяч»

Играют две команды, которые располагаются напротив друг друга. В центре зала на подставке стоит гимнастический мяч. У детей одной из команд малые мячи. По команде дети бросают их в гимнастический мяч. Если его сдвинули с места, тс команда получает очко. Игроки противоположной команды берут мя чи и тоже выполняют бросок. Выигрывает команда, попавшая в большой мяч большее количество раз.

«Солнышко и дождик»

У каждого ребенка мяч. По команде воспитателя «Солнышко!» дети катят мячи перед собой, разбегаются врассыпную. По команде «Дождик!» — приседают, прячутся за мяч. Кто последний спрятался, того «дождик замочил».

«Не останься без мяча»

По залу расставлены мячи (лучше на «ножках»), их на один-два меньше, чем детей. Дети выполняют разные задания (ходьба на стопах и ладонях, в приседе, в упоре сзади и т.д.). По сигналу дети должны подбежать и сесть на любой мяч. Проиграл тот, кому не хватило мяча.

 «Мяч с горки»

Играют две команды, в каждой по одному фитболу. Необходимо прокатить мяч по наклонной скамейке, догнать его. Катить нужно до флажка и обратно.

«Шмель»

Ловишка - («шмель») старается «осалить» («ужалить») детей мячом. Мяч можно только катить.  Каждому ловишке  отводят определенное время. В конце игры отмечают лучшего «шмеля», сумевшего «пой мать» большее количество детей и лучшего игрока, ни разу не «пой манного» («ужаленного») «шмелем».

«Вызов номеров»

Дети строятся в две колонны, у каждого собственный порядковый номер. Перед каждой колонной лежит мяч. Названные номера выполняют задания с мячом (обежать ориентир, катя мяч перед собой; обегать ориен тиры «змейкой» и т. д.). Каждый выигравший приносит команде одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Парная эстафета»

 Дети парами переносят мячи разными способами (передвигаясь боком, держа мяч спинами, животами, руками, лбами; можно выполнять движения с тремя мячами и т. д.)

«Прокати мяч»

 Катить мяч «змейкой» (по прямой; по кру гу, изменяя направление и т.п.) одной или двумя руками. Когда эти движения хорошо освоены, можно использовать эстафету.

«Догони и поймай мяч»

Ребенок катит мяч из разных исходных положений: из положе ния стоя, сидя «по-турецки», в приседе, лежа на животе. Затем он догоняет мяч. Надо «догнать» до того, как мяч достиг флажка (или веревки).

«Кто быстрее»

Посередине зала лежит мяч. Двое детей стоят рядом с мячом, спиной друг к другу. Напротив каждого ребенка (на расстоянии 4-6 м) стоит ориентир. По свистку дети обегают свой ориентир, прибегают обратно к мячу и дотрагиваются до него рукой. Кто быстрее дотронулся, тот и выиграл. Варианты: 1. Можно играть командами.

2. Прибежав, поднять мяч над головой.

3. Прибежав, надо сесть на мяч и т.п.