Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5710 Совместная деятельность с детьми средней группы: «Народная сказка - средство обучения ребёнка правилам безопасности»​​​​​​​

Опубликовано 19.01.2020

БДОУ г. Омска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

 

 

Информационный проект: «Народная сказка - средство обучения ребёнка правилам безопасности»

 

 

 

                                                                          Средняя группа №11 «Фантазёры»

 

                                                                          Воспитатель: Федорова Н.В.

 

 

                                                    Омск – 2019

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный, (октябрь-ноябрь)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Методы: игровой, словесный, практический, наглядный

Приемы: Эмоциональная заинтересованность (сюрпризный момент), игровой (игра-физкультминутка), повторение, поощрение, вопросы воспитателя.

Актуальность:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Проблемный вопрос:

Как научиться безопасному поведению в различных ситуациях на улице и дома?

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: способствовать формированию у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.

Создание условий для развития творческих способностей воспитанников.

 Образовательные задачи:

1. На примере героев народных сказок способствовать формированию представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.

2. Расширять представления детей о сказках.

3. Способствовать умению детей рассуждать.

4. Обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей, слуха, памяти, произношения.

2. Способствовать развитию речевой активности, побуждать вступать в диалог.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценки их поступков с позиции безопасности.

2. Способствовать формированию интереса к народному творчеству, понятия добро и зло. 3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Оздоровительные задачи:

1. Способствовать формированию здорового образа жизни.

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении занятия.

3. Снятие мышечного и нервного напряжения при помощи физкультминутки.

Ожидаемые результаты:

1. Дети умеют правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда они остаются одни; вовремя обратиться за помощью.

2. У детей развиты познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

3. Родители получили рекомендации по формированию у детей основы личной безопасности.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Подбор информационного материала по теме : «Народная сказка - средство обучения ребёнка правилам безопасности»

2. Изучение методической литературы по теме проекта.

3. Подбор наглядно-дидактического материала.

4. Разработка методического материала по проекту.

Основной этап:

1. Чтение сказок: “Спящая красавица”, “Колобок”, “Кошкин дом”, “Маша и медведь”, “Волк и семеро козлят” и другие.

2. Проведение бесед по прочитанным сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

4. Разгадывание загадок по русским народным сказкам.

5. Проведение дидактических игр: “Что нужно пожарному”, “Безопасность дома. Убери на место”, “Опасно – не опасно”.

6. Консультация для родителей:“ Чтоб от сказокпольза была“

Итоговый этап:

Проведение итогового мероприятия:

Открытое занятие:

Совместная деятельность с детьми: “Поможем героям сказок соблюдать дома правила безопасности”

Материалы и оборудование:

Книга со сказками; клубок ниток; картинки с изображением фрагментов сказок; картинки к д/и «Что нужно пожарному»; инструменты с ящиком; коробки от таблеток с аптечкой; нож, игла, ножницы с коробочкой; карточки с изображением опасных ситуаций.

Список используемой литературы:

1.Румянцева Е.А Проекты в ДОУ практика обучения детей 3-7 лет.- Волгоград Учитель, 2014

2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие.-М.Мозаика-Синтез, 2012.

3. Зимина И. Дидактические и театрализованные игры в детском саду. Дошкольное воспитание, 2005.- N 4.

4. Н.Ф Губанова. Творческая деятельность дошкольников.М, 2007.

 

 

Конспект открытого занятия по обучению детей правилам безопасности по народным сказкам в средней группе.

Тема: поможем героям сказок соблюдать дома правила безопасности.

Цель: способствовать формированию у детей основ безопасного поведения дома.

Задачи:

1. Способствовать формированию у детей представления об опасных ситуациях для человека дома.

2. Способствовать формированию представлений у детей о профессии пожарного, пожарной безопасности, о причинах возникновения пожаров и действиях во время пожароопасной ситуации.

3. Расширять представления о предметах, опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту.

4. Способствовать формированию правил поведения с незнакомыми людьми.

5. Воспитательная: воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.

Область: социально-коммуникативная

Деятельность: коммуникативная

Форма организации: игры с правилами

Материалы и оборудование: книга со сказками; клубок ниток; картинки с изображением фрагментов сказок; картинки к д/и «Что нужно пожарному»; инструменты с ящиком; коробки от таблеток с аптечкой; нож, игла, ножницы с коробочкой; карточки с изображением опасных ситуаций.

 

Воспитатель: «Ребята, я сегодня взяла нашу любимую книгу со сказками, а обложка поменяла цвет, она стала красной! Я даже не представляю, что с ней такое случилось? Как вы думаете, ребята?» Ответы детей (случилась какая-то беда, что-то произошло, героям сказок нужна помощь, нужно научить их правилам безопасности).

Воспитатель: а мы с Вами сможем помочь? Ребята, сможем научить героев правилам безопасности? Ответы детей: да. Воспитатель: что тогда будем делать? Отправимся в страну Сказок, а поможет нам в этом клубочек, он укажет нам путь.

Ты, клубочек повернись,

По дорожке покатись,

Сказка, сказка, покажись!

 

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»

- Вы узнали эту сказку? Как называется?

- Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- А кто не растерялся? (Курица она взяла ведро и стала заливать пожар)

- А можно ли ещё чем – то затушить огонь? (Ответы детей. Можно песком, землёй (на улице), огнетушителем)

- А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар?

(Позвонить по телефону «01» и вызвать пожарных)

Воспитатель: да, есть такая профессия, люди этой профессии помогают людям, но и у них есть свои помощники, давайте сыграем в игру «Что нужно пожарному?» и узнаем, кто же помогает пожарным?

Д/и «Что нужно пожарному?»

Цель: способствовать формированию представлений у детей о профессии пожарного, о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования.

 

Правила: на магнитной доске картинка пожарного и изображения предметов, которые нужны ему в работе, дети должны выбрать нужные (пожарная машина, шланг, огнетушитель, лопата, лестница, противогаз, песок, веник)

 

Физкультминутка: "Пожарные"

Пламя высоко взлетает!  –Дети поднимают руки вверх.

Дыма чёрного клубы!  –Круги в воздухе руками.

Искры в воздухе сверкают!  –Взмахи руками.

Все за дело! Шланг тяни!  –Дети имитируют как разматывают и тянут шланг.

Шланг мы дружно размотали.

Ну, огонь, теперь держись! -Дети имитируют как тушат пожар шлангом.

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает -Дети приседают.

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно! –Грозят пальчиком

Если вдруг опять беда,

"01" звони всегда.

 

Ты, клубочек повернись,

По дорожке покатись,

Сказка, сказка, покажись.

 

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Спящая красавица»

 Ребята, вы узнали эту сказку?  Что случилось в этой сказке?

(Царевна не послушалась запрета отца, укололась иглой и уснула вечным сном)

- Давайте вспомним, какие опасные предметы встречаются нам дома?

(Шило, топор, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, иголки, градусник)

Воспитатель: ребята, чтобы научить правилам безопасности спящую красавицу дома, давайте покажем, как нужно раскладывать опасные предметы на свои места и сыграем в игру «Безопасность дома. Убери на место».

Д/и «Безопасность дома. Убери на место.»

 

Цель: способствовать формированию у детей знания об опасныхдля жизни и здоровья предметах, которые они встречают дома; воспитывать желание соблюдать правила безопасности в быту.

 Правила: дети раскладывают: молоток, отвертка, гвоздь в ящик. Градусник, коробочка из- под таблеток, шприц в аптечку. Иголка, ножницы, булавка, ножницы в шкатулку.

Ребята, все предметы лежат на своих местах, теперь в домике у спящей красавицы безопасно?

 

Ты, клубочек повернись,

По дорожке покатись,

Сказка, сказка, покажись!

 

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: как называется эта сказка? («Волк и семеро козлят»)

- Что произошло в этой сказке? (Ответы детей: волк съел козлят)

- Почему это случилось? (Они не послушались маму и открыли дверь волку)

 

Что бы сказочные герои запомнили правила безопасности мы с вами поиграем в игру "Опасно - не опасно".

Цель игры: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

Правила: дети картинки, разложенные на столах затем, выбирают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.

 

Ты, клубочек повернись,

По дорожке покатись,

Группа наша покажись!

 

Итог

Ребята, посмотрите, а книга наша больше не красная, а как всегда красивая и яркая. Почему это произошло? Дети: потому что научили героев сказок правилам безопасного поведения дома.

Ребята, посмотрите, а что это? Да это же подарок! Нам подарили новую книгу. Заслужили мы его?  Книга называется «Скорая помощь», отнесём её в наш уголок безопасности и будем продолжать изучать привила.

Спасибо Вам за интересное и увлекательное путешествие.