Воронина Дарья Алексеевна
МАДОУ д/с №12 «Счастливый островок»
Воспитатель
Конспект беседы «Полюса земли Северный и Южный полюс»
Задачи:
1.Познакомить детей с Северным и Южным полюсом (климатом и природой). Расширить знания детей об обитателях Северного и Южного полюса.
2.Развивать познавательный интерес, любознательность, исследовательскую деятельность, самостоятельность.
3.Развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
4.Воспитывать бережное отношение к животным, природе и окружающему миру.
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
- Это белый медвежонок. Он хочет показать и рассказать вам о местах, где он живет.
- Чтобы определить, где дом нашего героя, что нам может пригодиться?
- Я вам помогу, загадаю загадку:
«На нём уместилась вся наша Земля: моря, океаны, леса и поля. Все страны и города на нем найдёшь, а если захочешь, то в руках возьмешь». Что это?
- Правильно, глобус! А что такое глобус? А знаете ли вы, что если глобус развернуть, то получится карта нашей земли.
А еще с нашим медвежонком пришел его друг пингвиненок.
- Наши гости мне рассказали, что живут в разных местах: белый мишка - на Северном полюсе – в Арктике, а пингвиненок на Южном полюсе, в Антарктиде.
- А вот где это находится, мы с вами сейчас на глобусе и посмотрим. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере.
- К кому бы вы хотели сначала отправиться в гости?
- Предлагаю вам рассмотреть карту мира. Мы с вами находимся, живем вот тут, а Северный (или Южный) полюс – тут.
- А на чем мы можно добраться до Северного (Южного) полюса?
- На самолете будет, конечно же, быстрее и удобнее всего.
Физ.минутка «Полёт на самолёте»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Показ картинки в сопровождении музыки «Арктика»
- Вот мы и «прилетели» в Арктику.
- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.
- Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.
- В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день.
- А бывает ещё полярная ночь
- В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Оно появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов – кислорода и азота, и заставляют их светиться. Атомы кислорода дают алое и зелёное свечение, а азота – фиолетовое.
- Как вы думаете, живут ли люди на Северном полюсе? (На побережье Северно Ледовитого океана и рядом, в тундре, люди живут. Крупнейшими народами севера России являются: якуты, ненцы, эвенки, ханты, эвены, а занимаются они охотой, рыбалкой и разведением оленей. Их жилица называются - чум, иглу, яранга)
- На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики. По побережью живут гуси, утки. Каких ещё птиц вы увидели?
- Ну, что ж пора лететь в другой холодный район – на Южный полюс, в Антарктиду.
Рассматривание демонстрационного материла – картины «Арктика и Антарктида» .
- Животный мир сосредоточен на побережье, здесь самое тёплое место в Антарктиде. В глубине материка свирепствуют жуткие морозы. Здесь же, в центре, находится Южный полюс. На Южном полюсе слишком холодно, чтобы постоянно жить. Лишь учёные приезжают сюда для изучения растительности и животного мира.
- А как вы думаете, представляют ли опасность для учёных в Антарктиде белые медведи? (Нет. Белые медведи в Антарктиде не живут).
- А вот какие животные здесь живут, мы с вами сейчас посмотрим. Самые известные жители Антарктиды – пингвины. Эти птицы не летают, но очень хорошо плавают и ныряют. Так же как и в Арктике здесь живут разные тюлени и киты.
- А вот большая чайка – буревестник живет только здесь. А вот чайка - полярная крачка, одна из всех птиц, которая кочует - перелетает с Арктики в Антарктиду на лето и обратно в Арктику.
Экспериментальная деятельность «Северное сияние»
Кто знает что это такое? Когда днем и ночью на Севере темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (рассматриваем картинку о северном сиянии)
- Сейчас мы нарисуем для наших гостей на влажных салфетках Северное сияние, чтобы они радовались этой красоте и вспоминал нас. (дети рисуют Северное сияние, развешиваем платочки для высыхания на веревочку, закрепляем защепками)
- Вот и закончилось наше путешествие, мы вернулись обратно.
- Напомните мне, где мы с вами побывали?
- Что больше всего запомнилось в Арктике (на Северном полюсе?)
- А в Антарктиде? (на Южном полюсе?)
- Что нового вы узнали?