Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5716 Рабочая программа «Сотрудничество с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений»

Опубликовано 20.01.2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ     ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТСКИЙ САД  «РОДНИЧОК» С. ЛЕБЕДЕВКА

 

 

Принята  на заседании

педагогического совета

28.08.2015г., протокол № 1                           

 

Введена в действие с 01.09.2015 г.

приказом заведующего

от 28.08.2015 г. №

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 СОГЛАСОВАНО:

                                                                                  старший воспитатель

                                                                                                  _____________Полякова Г.И.

 

 

Рабочая программа

«Сотрудничество с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений»

СКАЧАТЬ (с таблицей)

 

 

Автор

Старший воспитатель

Полякова Галина Ивановна,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

Аннотация

Рабочая программа «Сотрудничество с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений», далее по тексту Программа основана на ряде обновлений нормативных требований к организации образовательного процесса (закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ; ФГОС ДО, приказ Минобрнауки России от  17.10.2013 №1155; профессиональный стандарт Педагог от 18 октября 2013№544н; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.  от 29 мая 2015г. №996-р)

Программа предполагает выстраивание системного продуктивного взаимодействия с родителями, предоставляя им возможность участия во всех аспектах деятельности МКДОУ.

Возникновение вопроса урегулирования взаимоотношений родителя и педагога, обусловлено   рядом проявившихся проблем, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Во первых, устарела роль педагога, как некоего «мудреца», который единолично работает над развитием ребёнка, отторгая главенствующую роль семьи.

Во вторых, существует некая взаимная настороженность между педагогами и родителями. Этот факт подтверждается социологическими опросами.

Такая настороженность появилась на фоне:

-Отношения общества, к образованию как к услуге «Клиент всегда прав»

-Неадекватного социального ожидания со стороны родителя в отношении ребёнка

-Тревожности  той и другой стороны

-Неразвитости родительских навыков, дефицита родительских чувств

-Недостаточного уровня профессиональной компетенции воспитателя, затрудняющего выстраивание отношений с родителями

-Недостатка  потребности общения с педагогом у части родителей.

 

Данная Программа ориентирована на диалог между педагогами и семьёй, она предлагает подходы к организации взаимодействия.

Реализация Программы обеспечит психолого - педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей и педагогов.

Основа воспитательного партнёрства   повысит реальные шансы для личностного активного роста каждого ребёнка, его эмоционального благополучия.

 

 


 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель программы Взаимодействие с семьёй в духе партнёрства, создание единого образовательного пространства семья – детский сад

Задачи

1. Обеспечить психолого - педагогическую поддержку семьи

2. Внедрять эффективные методы  привлечения родителей в образовательный процесс: к проектно - исследовательской, творческой деятельности, к становлению ценностей здорового образа жизни и т.д.

3.Формировать у родителей необходимые умения и навыки рефлексивного отношения к себе, как к педагогу

4.Изменить мотивацию поведения участников образовательного процесса

5.Выявлять уровень вовлеченности родителей

 

Принципы формирования Программы:

- Принцип целенаправленности – ориентация родителей на цели и приоритетные задачи дошкольного образования

- Адресности – учёта специфичности образовательных потребностей   родителей (семьи) дошкольника, уважения семейных культурных ценностей,

стимулирование и поддержки решений, принимаемых семьёй, обсуждения принимаемых решений

- Доступности – учёта возможностей родителей освоить программный материал

-   Принцип оказания личностно - ориентированной психолого – педагогической помощи   для семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Возрастные особенности детей

Для детей дошкольного возраста характерна импульсивность, дети легко заражаются эмоциональным состоянием взрослого и сверстников.

Отмечается наличие зависимости ребёнка от семьи, незыблемый авторитет родителей.

 

Проявление особенностей у  родителей

Абсолютизация интеллектуального развития и недооценка родителями общего развития детей;

Гиперопека над ребёнком;

Пассивность в отношении пропаганды педагогических знаний;

Сниженный авторитет в отношении работников образования, проявление негативных отзывов о них в семье в присутствии детей.

Отсутствие доверия педагогам.

 

Проявление особенностей  воспитателей

Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения за определенный период времени, но не всегда учитывают, что семья в жизни  ребенка является константой, которой  необходимо уделять должное место, как центральному элементу в образовании ребенка и уходе за ним

 

Планируемые результаты освоения Программы

Для детей:

Дети общаются с другими семьями, что подводит к  более полному пониманию других культур

Улучшается отношение и доверие  со стороны детей к детскому саду

Укрепляется чувство защищённости

Расширяется круг взрослых,  которые выступают для  детей в качестве источника знаний и опыта.

Расширяется социальный опыт, появляются новые модели для подражания.

Дети получают дополнительные стимулы в своём стремлении к достижению успеха

Для родителей:

Глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны.

Формирование практических навыков в  различных видах деятельности, которые  можно закреплять дома, с удовольствием занимаясь  с детьми.

Осознание через наблюдения в группе, как через разнообразие видов деятельности и общение дети учатся собственной самооценке.

Понимание важности предоставления ребёнку права выбора  своих занятий  для развития альтернативного мышления

Осознание разности детей,  ненужности  сравнивания; умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребёнка

Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Установление длительных дружеских отношений с другими родителями

Вовлеченность в жизнедеятельность ребёнка

 

Для воспитателей:

Умение выделить существенное и позитивное в характере ре­бенка, понимать причины того или иного поступка, поведе­ния в целом. Умение и готовность записать свои наблюдения. Желание и способность донести увиденное до родителей, что­бы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов карти­ну жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.

Планирование воспитателем  индивидуальной работы с ребёнком по результатам пребывания родителей в группе и их обсуждения.

Использование  потенциала вовлечённых родителей  (их таланты, знания, интересы...)  для обогащения содержания работы с детьми

Формирование учебных материалов, игрушек, книг…

Закрепление полученных детьми знаний дома

Тесное общение родителей друг с другом способствует поддержке  программы и совместных проектов

Формирование  чувства уваже­ния по отношению к семьям воспитанников

 

Содержательный раздел

Программа представлена тремя блоками: просветительно – информационный, позитивное взаимодействие,осознание совместно пройденного пути.                                                                                                                

 

В каждом блоке выделены продуктивные формы сотрудничества

Блок - Просветительно - информационный

Форма работы с воспитателями:

Мозговой штурм – ежегодное обсуждение сильных и слабых сторон сотрудничества для определения идей и перспектив развития с учётом комплексно – тематического планирования ООП МКДОУ,  годовых задач и приоритетного направления

 

Форма работы с родителями:

 - «Справочник для родителей», удобный в пользовании документ,в котором сис­тематизирована и изложена вся необходимая информация о предоставляемых услугах. Справочники распространены в уголках для родителей приёмных всех групп в печатном варианте и  на сайте Учреждения Стендовая информация (баннеры, фотогазеты, буклеты, стенды, видеотеки)  отражает возрастные особенности воспитанников и консультативные рекомендации.

Круглые столы, родительские собрания, семинары – совместное  изучение нормативной базы, правовой основы. 

 

 

Блок – Позитивное взаимодействие

Форма работы с воспитателями  -  тренинг     «Я родитель»

Под руководством педагога – психолога воспитатель перевоплощается в родителя и через собственный негативный опыт выявленной проблемы пытается  понять чувства родителей.  И уже затем, педагог выстраивает позитивные партнёрские отношения

 

Формы работы   с родителями:

День открытых дверей  способ объединения участников образовательного процесса – родителей, педагогов, детей.

Возможность формирования у всех участников восприятия детского сада, как второго дома с большой дружной семьёй.

Тренинги помогают родителю,принять верные решения в  воспитательных ситуациях с ребёнком, снижают тревожность родителей, сближают с педагогами, повышают уровень доверия.

Деловые игры, коммуникативные игры - развивают умения семей общаться с другими семьями, выявлять общие проблемы.

Взросло – детские проекты - Проектирование помогает  научиться работать в «команде»: от изучения реальной  обстановки  до реализации проекта,  овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной  на  творческое  развитие 

Акции - объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в совершении добрых дел, благородных поступков. Инициаторами может быть любая сторона участников образовательных отношений.

Совместное создание мини – музеев и макетов приобщает родителей к созданию предметно – развивающей среды и тем самым к конкретным образовательным задачам, над которыми работает педагог, конкретной группы

Мастер – классы; семинары позволяют  повышать уровень образования воспитывающих взрослых, развивать их умения и навыки.

Викторины, конкурсы, праздники, развлечения  хорошее средство объединения детей и взрослых, дают  возможность проявить успешность, получить удовлетворение, хорошее настроение, позитив.

Пребывание родителей в группе

Непосредственное присутствие в группе приносит большую пользу т. к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и применять полученные навыки в семье .

 В процессе вовлеченности в дело группы  родители убеждаются насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты.

Пребывание родителей в группе делает родителей убеждёнными сторонниками программы, ориентированной на ребёнка.

Блок - Осознание совместно пройденного пути

Формы работы с родителями:

Анкетирование Родители получают предложение педагогического коллектива принять участие в анализе и оценке результатов взаимодействия с детским садом, уточняют смысл этой деятельности

Картотека опросников, тестов и анкет (на базе методического кабинета)   освещает  обратную связь с родительской общественностью по всем образовательным аспектам.

Благодарность благодарственные письма; благодарность, опубликованная на сайте детского сада; поздравительные открытки; специально организованный концерт Благодарения, силами семьи и детского сада

Работа с воспитателямиопределение оценки степени вовлеченности родителей в образовательный процесс оценочным инструментарием,  определение перспектив.

 

 

 

 

Методики, методы и методические приёмы и в работе с родителями,  влияющие на их просвещение в вопросах воспитания и развития,  доверительного отношения к педагогическому коллективу

Анкетирование -  метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование самый популярный методический приём  изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.

 

Методика «Родительское сочинение» позволяет: во-первых, выявить особенности родительской позиции автора сочине­ния; во-вторых, получить информацию об  истории развития ребенка; в-третьих, получить описание проблем развития ребенка глазами ро­дителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаи­модействии.

Сочинение – важный шаг в рефлексии родителем проблем воспи­тания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для по­строения новой системы общения и взаимодействия с ребенком.

Ассоциативный ряд

Педагог  пишет на висящем в комнате плакате какое-нибудь слово, служащее стимулом для творческого размышления родителей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике встречи с родителями и затрагивать их эмоциональную сферу.

Родителям предлагается продолжить этот ряд, придумывая новые ассоциации. Как правило, родители это делают охотно, не ожидая повторной стимуляции со стороны педагогов.

Комментарий

Этот методический приём  способствует снятию эмоционального напряжения и вносит во взаимодействие педагогов с родителями момент занимательности.

Интервью в парах

В ходе интервью друг у друга в паре родители делают необходимые им записи. Затем все садятся в круг и по очереди  представляют своего собеседника остальным. Интервью может вестись как в совершенно свободной форме, так и при помощи вспомогательных вопросов. Однако не исключен и тот случай, когда все вопросы для проведения интервью предлагаются педагогами.

Пиар, реклама

Обеспечивает  заинтересованность родительской общественности.

Это могут быть пригласительные билеты, красочные афиши,  раздаточные буклеты, объявления на сайте.

Педагогический десант

Организация педагогами совместных мероприятий для семей на базе МКДОУ с учителями, работниками здравоохранения, с педагогами и учащимися Лебедёвской школы искусств.

А также посещение педагогами семей с практическими советами: разновозрастные дети в   семье; создание РППС и т.д.       

Рефлексия

Феномен, обеспечивающий проявление внутренней активности пробуждающий сознание и самосознание родителя пропустившего через себя поток определённой информации.

 Эффективные приёмы в рефлексии

Игра в мяч
Родитель одним – двумя предложениями определяет для себя новизну, желание использовать в своей практике и т.д.  обсуждаемую в различных формах информацию.
Жест дня
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам мероприятия соответствующей мимикой или жестом
Рисунок дня
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком Блиц-опрос
Родители дают быстрые и краткие ответы на динамичные вопросы в Анонимный совет
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет воспитателям или другим участникам

Коррекционные мероприятия, проводимые специалистами, дают родителям возможность:

- Осознавать особенности своего поведения и эмоционального реагирования на действия представителей социума.

- Применять адекватные формы поведения на возникающие проблемы у ребенка

- Заинтересоваться в чтении специальной литературы, рекомендованной психологом, логопедом

- Формировать  новые жизненные ориентиры родителя ребенка с психофизическими нарушениями.

-   Реализовывать творческие замыслы в работе с ребенком

-  Находить решения ситуаций, вызывающих напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции

 
 

 

Организационный раздел

 

Родители с ребенком

Инструктор  по

физической культуре

Музыкальный

руководитель

Руководитель

ИЗО студии

 

Руководитель

театральной

студии

Педагог –

психолог

 

Воспитатели

Кадровые условия реализации Программы

 

 

 

Психолого - педагогические условия  реализации рабочей программы

Для обеспечения эмоционального благополучия и поддержания у детей интереса к образовательно - воспитательному процессу педагог должен:

-Соблюдать уважительное отношение к личности ребёнка и его семье

-Предотвращать возникновение  стрессобразующих факторов
-Создать в группе атмосферу творческой активности детей
-Совместно с семьёй создать  условия  стимулирующие развитие мотивации на успешность

Для обеспечения интереса к образовательно - воспитательному процессу в семье педагог должен:

- Заинтересовать родителей в поддержании в семье всех инициатив педагога  в работе  с детьми

- Знакомить родителей с результатами диагностики по маршрутным листам ребёнка  и его психомоторного развития

- Формировать адекватные представления относительно возможностей ребёнка, его сильных сторон, на которые необходимо опираться для его эффективной социализации

- Обучать родителей приёмам и методам воспитания и обучения детей

- Транслировать интересные идеи от самих родителей и распространять их опыт.

 

 

 

Предметно – пространственная среда

Доступ воспитателей и специалистов к фото и видеоаппаратуре,  проекторы в группах. 

Видеотека интерактивных тем  родительских собраний, деловых игр, мастер – классов и т.д. в  методическом кабинете

Уголки для родителей в группах, которые содержат стендовую информацию(баннеры, фотогазеты, буклеты, консультации),  отражают возрастные особенности воспитанников, ежедневные интересы детского коллектива, рекомендации по здоровьесбережению и т.д.

 «Справочник для родителей»,в приёмных  печатном варианте, на сайте Учреждения в электронном варианте

Оснащённые кабинеты коррекционной направленности: учителя - логопеда, педагога – психолога, изо – студия

Музыкальный  зал для проведения совместных творческих встреч, досугов, праздников и т.д. с родителями  всего детского сада либо конкретных групп.

Приёмные групп,  холлы МКДОУ  для художественных выставок семейных поделок

 

 

Планирование образовательной деятельности

Рабочая  программа «Сотрудничество с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений» относиться к разделу «Взаимодействие детского сада с семьёй», заявлена в программно- методическом обеспечении ООП МКДОУ детский сад «Родничок» с. Лебедёвка.

Варьируемая «Циклограмма комплексно – тематического планирования работы с родителями в МКДОУ, как полноправными участниками образовательного процесса» адаптирована   в перспективные планы образовательной программы по согласованности с комплексно – тематическим планированием и, не нарушает требуемый объём по основной и вариативной части программы.

Планирование по «Циклограмме игровых вариантов психотерапии, рекомендованных родителям    для использования в общении с детьми, в целях профилактики у них нарушений эмоциональной сферы» также отслеживается в  календарных планах.