Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5731 "Русское народное творчество как средство развития речи дошкольников"

Опубликовано 27.01.2020
Гридасова Наталья Юрьевна
МКДОУ "Детский сад "Солнышко" Солнцевского района Курской области
учитель-логопед

 

Русское народное творчество как средство развития речи дошкольников

СКАЧАТЬ (с фото)

 

«Изучайте фольклор, учитесь на нем.

Без знания прошлого нет будущего»

М.Горький

 

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников. Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни.

 Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей. Дети очень часто не получают от родителей того количества внимания, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Зачастую они прямо попросят маму или папу "посидеть", "поиграть", "погулять", и нередко получают отказ.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте.

В наши дни данная проблема становится еще более актуальной, поэтому тема по самообразованию  «Русское народное творчество как средство развития речи дошкольников с нарушением речи» была выбрана не случайно.

Самым важным периодом в развитие ребенка является младший дошкольный возраст.

Народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».


     Приобщение детей к русскому народному творчеству наиболее удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук.  Лэпбук – тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или родителями. 

Лэпбук  является одним из средств обучения сегодняшних дошкольников. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.

Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это очень хорошее средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.

Моя тема по самообразованию «Русское народное творчество как нетрадиционный метод работы с детьми с нарушениями речи» натолкнула на мысль о внедрении  лепбука по данной теме в работу с детьми. Это  привело к уже созданному  Дорохоной О.В.  лепбуку на тему «Русская изба и русский быт», добавлять некоторые, самостоятельно изготовленные, задания. Возможно Вы скажите, что он не подходит к теме по самообразованию, но могу с точностью ответить, что именно знакомство с бытом нашего народа и притягивает ребенка к знакомству с чем-то новым, развивает интерес к  эпохи развития и совершенства русского народа. На логопедических занятиях  ребенок прикасается к другому миру, знакомится с загадками, пословицами, учится составлять рассказы по репродукциям картин. Он соприкасается с историей развития русского жилища, с приметами. В наше современное время занятость бабушек государственной работой, не дает полноценное знакомство с прошлым. Очень мало мам, которые самостоятельно поют колыбельные, делают пальчиковую гимнастику с «Сорокой –белобокой», занимаются утренними процедурами под «Водичка, водичка, умой моё личико…» или расчесывают и заплетают косы под «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…». Современный темп жизни заставляет двигаться быстрее солнечного света для полноценной  жизни. Поэтому именно детский сад должен прививать любовь к истории, заинтересовывать возникновения народного творчества как устного, так и прикладного.

Знакомство с лепбуком началось у воспитанников  второй младшей группы. Яркость в оформлении натолкнуло детей попробовать всё своими руками : вытаскивали из кармашков разрезные картинки и тут же находили на  репродукциях картин,  тут же разложили домашнюю утварь и начали называть- чугунок, самовар и рассказали, что это имеется дома и что с этим делаю. Изображение убранства избы (одной комнаты) натолкнуло детей на вопросы типа: «А это что? А зачем? А почему деревянный?» и другие. Последовали рассказы о своих комнатах: «А у меня такая кровать (идет описание). А лавочка только на улице». Так проходило первое знакомство с русской избой у малышей.

 

 Более углубленное знакомство произошло в старших группах. Дошкольники заинтересовались строением избы, необходимо было объяснять названия частей дома, почему именно так было названо. При изображении избы на занятиях, было предложено придумать своё убранство комнаты, украсить фасад избы, придумать свою избу. По реконструкциям картин художников,  было проведена игра «Кто назовёт больше предметов старины».  Прочитанные народные  приметы, заставили задуматься о том, что это они уже слышали. Посыпались рассказы детей о том, что бабушки и дедушки им ещё рассказывали. Таким образом происходит развитие связной речи, формируется  умение придумывать истории, дополнять сказанное взрослым.

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.