Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5737 Развитие речи детей через сенсорную деятельность (из опыта работы)

Опубликовано 01.02.2020

 

Гайнитдинова Альбина Ивановна
МБДОУ Детский сад №234, город Уфа
Должность: Воспитатель

Развитие речи детей через сенсорную деятельность (из опыта работы).

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. И в связи с этим возникает необходимость формирования у дошкольников конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими взрослыми, к взаимодействию друг с другом. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи (Вехтерев В.П.).

               Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для младших дошкольников слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности» (Е.И. Тихеева), а первыми - образы окружающего мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок «принял» названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. «Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте - вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Каменский). Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением окружающего мира. Окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка. Одним из эффективных средств развития дошкольника является изобразительная деятельность, так как в процессе рисования ребенок учиться видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления (Б.М. Теплов). Занятия по изобразительной деятельности содержат большие возможности для коррекции цвето - восприятия и понимания формы, величины, положения в пространстве. В процессе восприятия и отображения происходит конкретизация и активизация речи. Учим детей проговаривать последовательность изображения, обогащаем речь, словарный запас. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Педагог должен воспитывать не словами, а чувствами, действиями. Только если взрослый сам увлечен какой-либо деятельностью, он сможет вызвать интерес к ней у ребенка.
Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию (Венгер Л.А.).
              Наиболее эффективными способами развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрослый должен предлагать малышу новые интересные занятия, подключаясь к его игре, откликаясь на просьбы о помощи, помогать преодолевать затруднения, правильно координировать и распределять действия, поощрять их, хвалить ребенка. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно предоставить ребенку возможность выбора, свободу действий. «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».
Взрослому необходимо развивать умение детей сравнивать, сопоставлять предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина).
Обогащение сенсорного опыта происходит в процессе проведения специальных игр-занятий по группировке похожих предметов одного из восьми цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый), а затем соотнесению их по величине или по форме путем размещения вкладышей в соответствующие гнезда; по выбору предметов, по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
В процессе игр-занятий по сенсорному воспитанию у ребенка оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнения, сопоставление цвета, формы, величины (Янушко Е.А.)
                Основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
Одним из условий развития речи ребенка является воспитание потребности в речевом общении с взрослым. Это во многом зависит от умения педагога активизировать ребенка, организовать живое, доступное его пониманию общения, используя различные поводы для его возникновения.
Необходимо создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния детей. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей. Проводить игры по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказы по картинкам, беседы. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
Речевая активность детей младшего дошкольного возраста развивается в процессе игр, непосредственно образовательной деятельности. НОД носит проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний.

Для развития речи большое значе­ние имеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

        Целесообразность проведения с детьми таких игр основывается на утвержде­нии о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позво­ляет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи. Вот некоторые виды сенсорных игр.

Игры с красками (Венгер Л.А.)Для проведения игры потребуются: акварельные краски, ки­сточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем ко­личество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно раз­водятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно сле­дит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.

Игры со светом и тенями (Агапова И.) Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядыва­ет в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малы­шу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, пред­ложите ему

Язык - совершеннейшее орудие социального общения людей - в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны позаботиться о том,  чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержанием, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в полном соответствии с содержанием нашей эпохи (Ушинский К.Д.).

Литература.

     1.И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. - С.424

3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 - С.398

4.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - С. 315

5.  Мишин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. Изд. Карапуз, 2006 год.

6. Ушинский К.Д., Вахтеров В.П., Флеров В.А. Об обучении грамоте. Основызвукового метода. Составил Редозубов С.П. – М.: Учпедгиз, 1941.

     7. Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.;     Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с. 

Воспитатель МБДОУ Детский сад № 234 г.Уфа,  Гайнитдинова Альбина Ивановна