Музыкально литературная гостиная «Певец рязанской земли»
Авторы:
Джамиева Марина Алексеевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 135» г Рязань
Бурлакова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №135» г. Рязань
Цель: Воспитание любви к своей малой Родине посредством знакомства с жизнью и поэтическим творчеством С.Есенина.
Образовательные:
Расширять диапазон знаний детей о культуре и традициях жизни русского народа на основе поэзии Есенина.
Учить понимать образный язык, метафоры и эпитеты поэтического творчества Сергея Есенина.
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения любимые С. Есениным и песни, написанные на его стихи.
Развивать песенную импровизацию, используя двустишия стихов Есенина.
Создавать условия для развития речи, пополнения словарного запаса.
Развивать у детей творческое воображение, интегрируя чтение стиха Есенина «Берёза» и просматривание картин художников, изобразивших берёзу в своих пейзажах.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к рязанскому краю через поэзию Сергея Есенина.
Интеграция образовательных областей: музыкальная, познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(Под песню «Под Окошком месяц…», Дети входят в зал)
Вед - Сергей Есенин! – это имя
В лесах родной моей России
В березах нежных и осинах
В сережках желтовато-синих
В лучах твоих, из зелени весенней
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Стихи Сергея Есенина в России знают все. Я вам покажу портрет, и давайте все вместе скажем, как зовут этого поэта.
(Сергей Александрович Есенин) (Слайд №1)
Вед - Сергей Есенин! Как дорого это имя всем рязанцам! В этом имени слышится перезвон колокольчиков на приокских лугах, шелест берёзовой листвы в рощах села Константинова, плеск волны родной Оки. Друзья, вы хотите побывать на родине Сергея Есенина, которую сам поэт назвал «страной берёзового ситца»? (Ответы детей)
Тогда давайте сядем в автобус «Рязань – Константиново» и отправимся на родину нашего любимого поэта! (Под музыку дети «едут»)
Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.
Где простор необъятной сини
Наполняет дыханьем грудь,
Сын Рязани, любимец России
От берез начинал свой путь.
Вед - Посмотрите, вот оно старинное село Константиново, расположилось на широком берегу Оки! (Слайд № 2) В этой местности, в семье Есениных, 3 октября 1895года, появился на свет белокурый мальчик, которому родители Татьяна Фёдоровна и Александр Никитич, дали имя Серёжа.
«Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали….»
Давайте посмотрим фотографии родителей Сергея Есенина
Слайд № 3
Серёжа Есенин появился на свет в прекрасную пору рязанских осенин, когда природа вспыхивает золотым и багряным цветом, будто рассказывая людям о появлении великого поэта, который воспоёт её красоту и поведает миру о том, «…как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий…». И неслучайно поэт любил осеннюю пору и посвятил ей много своих стихотворений, на которые композиторы писали музыку и так появлялись красивые песни на его стихи. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к стихотворению «Отговорила роща золотая», давайте послушаем эту песню!
Живое исполнение песни « Отговорила роща золотая..».
Вед (показывает кленовый лист) - Ребята, назовите дерево, лист, которого я показываю!
(Ответы детей) Правильно, это кленовый лист! По осеннему разноцветию, это дерево самое яркое! Его листья бывают и золотыми, и багряными, сочно-зелёными и ярко-оранжевыми! И эту красоту клёна заметил Сергей Есенин! В ту промозглую, осеннюю пору взгляд поэта упал на него. Накинув на плечи пальто, он с удивлением смотрел на это чудесное дерево. На улице дул холодный ветер, но несколько разноцветных осенних листочков ещё держались на ветках. Лютый ветер пытается их сорвать и у Сергея Есенина рождаются строки нового стихотворения:
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
Эти лирические стихи так полюбились людям, что народ сложил песню, которая поражает своей задушевностью! Давайте послушаем эту песню: стихи Есенина, музыка народная!
Видео клип с песней «Клён, ты мой опавший»
Вед – Предлагаю вам снова посмотреть на экран, мы видим дом Есениных в селе Константиново. А теперь послушаем: что о нём говорит сам поэт (Просмотр отрывка видео).
Вед - Ребята, прислушайтесь, в доме с голубыми ставнями заскрипели половицы. Это мама поэта, Татьяна Фёдоровна Есенина замесила тесто из картошки, чтоб испечь драчёны для любимых деток: Серёжи, Кати и Шуры.
Ребёнок читает стих « Пахнет рыхлыми драчёнами»
Вед – Сергей Есенин очень любил свою маму, нежно, трепетно относился к ней и свою любовь к ней он отражал в своих стихах. Давайте послушаем песню В. Ливанова на его стихи.
Видео клип с песней « Письмо к матери»
А как вы думаете: как развлекались девочки и мальчики в те старинные времена?
(Дети высказывают свои предположения)
Да, они также как и вы веселились, играли, танцевали. А танцы были русские, задорные, ну совсем, как ваш « Сапожки русские», пригласим девочек показать его вам.
Девочки танцуют танец «Сапожки русские»
В селе Константинова, где жил С. Есенин люди весело отмечали праздники, хороводами ходили, любили играть в игры, затевали русские пляски под гармонь и балалайку. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Плетень»
Игра «Плетень»
Воспитатель: С трепетной нежностью относился поэт к своей любимой бабушке Наталье. Она была доброй, ласковой и очень любила своих внучат: Серёжу, Шуру и Катю. Часто пела им песни, да и сказки сказывала. Сядет с внучатами около печки и начинает свою сказку…. Ой смотрите, а вот и печка русская у нас избе! А вот и бабушка Наталья идёт к печи с ухватом, чтобы достать чугунок с картошкой! (Выходит девочка, переодетая бабушкой и за ней внуки)
(Дети разыгрывают театрализованную сценку)
Бабушка Наталья – Что, внучата, есть хотите?
Ко столу скорей идите!
Вас картошкой накормлю,
Потом сказку расскажу!
(дети садятся за стол, «кушают картошку»)
Серёжа – Очень вкусная картошка!
Бабушка Наталья – На, тебе, Сергуша, ложку
Вот кисель попробуй мой,
Внучек милый мой, родной!
Шура – Сыты мы, а ты давай,
Сказочку нам начинай1
Бабушка: Ну, какую вам сказку рассказать, ребятушки?
Дети: Про Ивана-дурака.
Бабушка: Что ж, начну я свой рассказ
Слушайте, друзья, мой сказ!
За лесами, за полями, за широкими морями,
Не на небе, на земле старец жил в одном селе.
Жили вместе с ним три сына:
Старший – умный был детина,
Средний сын – и так и сяк,
Ну а младший был дурак…
Серёжа - Интересно слушать нам
Таким малым малышам!
Жмемся к бабушке тесней,
Как же хорошо нам с ней!
Шура - Сказка льётся не спеша,
Слушаем мы не дыша.
Речи бабушки своей
Хорошо нам, детям, с ней!
Бабушка - Вот и сказочке конец
А кто слушал – молодец!
Катя - Сказку новую начни
Про Ягу нам расскажи!
Бабушка - Ладно, слушайте, внучатки,
Милые мои ребятки!
Серёжа - Слушаем, как интересно,
Про Ягу нам неизвестно.
Бабушка: А вы глазки закрывайте,
И под сказку засыпайте!
Вон луна уже блестит
Деткам спать она велит!
Ведущий - Вот уж луна, серебристой тарелкой, засветилась на небосклоне. Уснули все родные, только Серёжа не спит и при тусклом свете керосиновой лампы, сочиняет свои первые стихи!
Ребенок читает стих «Вот уж вечер…»
Муз. рук. - Стихотворения поэта очень мелодичны, на них легко ложится музыка, вот почему так много написано песен на его стихи. Давайте и мы с вами попробуем стать композиторами, попытаемся сочинять свою мелодию к стихотворным строкам С.А. Есенина. А поможет вам в этом игра: «Музыкальная стрелочка»
(Дети встают в круг, выбирают водящего по считалке).
По кружочку я пойду
И дружка себе найду.
Ты, дружочек, выходи,
Танцевать скорей начни.
(Водящий встает показывает детям танцевальные движения, все дети повторяют,затем водящему дают в руки золотую стрелочку, водящий говорит: «Раз, два, три, хоровод беги», дети бегут по кругу вокруг водящего, затем водящий говорит: «Стоп!», дети останавливаются и тот ребёнок, на кого указывает стрелочка, сочиняет музыку на предложенные музыкальным руководителем строчки).
(Муз рук предлагает для песенной импровизации есенинские строки)
1.«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает»
2. «Вечер, как сажа льется в окно
Белая пряжа ткёт полотно».
Муз рук – А знаете ли вы, дети, какое необыкновенно красивое дерево называется символом России?
Дети - Берёзка.
Вед - Молодцы, дети! Конечно, эта наша родная, белоствольная красавица берёза!
Посмотрите, вот у нас в зале стоит береза. Давайте посмотрим на березовый листочек. Он похож на маленькое сердце. Подует ветерок и забьётся листик-сердечко. Летом березка вся в торжественно изумрудной зелени, словно лесная фея, осенью в золотом уборе, будто грациозная королева, зимой в подвенечном убранстве, как невеста. Для Есенина березка белоствольная красавица, он видит в ней юную девушку. Послушайте, как тепло и нежно говорит о ней поэт:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан
И её золотистые косы,
И холщевый ее сарафан.
А вы хотите послушать сказку об этом прекрасном дереве?
«Много лет тому назад жила на земле одна милая девчушка. Была она красоты неописуемой: нежная, стройная, золотая коса до самой земли. Отзывчивая она была и очень добрая. Все окружающие любили эту девушку, только о ней и говорили. Помогала она всем: слепого до базара доведёт, голодного – накормит, замёрзшего – обогреет! Позавидовала ей одна злая колдунья: как же так не о ней говорят, не ей любуются. Решила она избавиться от этой красавицы, и напустила она на девушку чары свои колдовские и превратила её в дерево. А деревце это стало тоже красоты невиданной: белоствольное, ветви, как косы переливаются. Шумит ласково, прохожих от жары в своей тени укрывает. Полюбили люди это деревце, спешили к нему, ключевой водой поливали, любовались прекрасным деревцем и ласково называли её …. (берёзкой). Ещё сильней обозлилась колдунья. Напустила она лютого мороза. Только берёзка по-новому красавицей обернулась. В белоснежной шубе стоит, косы серебристым инеем искрятся, словно россыпью бриллиантов. Увидела это колдунья и лопнула от злости, а берёзка до сих пор радует нас своей красотой и будет радовать следующие поколения».
Давайте послушаем песню Г. Струве на стихи Есенина «Белая берёза» в исполнении детского хора и посмотрим видео картин известных художников, которые в своих пейзажах запечатлели образ зимней берёзы.
Дети смотрят видео картин: Грабарь «Белая зима»
Кустодиев «Лыжники»
Юон «Волшебница-зима. Лигачёво».
Буров А. «Зимние берёзы»
Степанов «Зимний пейзаж»
Горбатов «Зимний пейзаж с церковью»
Грабарь «Февральская лазурь»
Юон «Зима. Чёрные берёзы»
Муз рук – Какая песня по настроению?
А что вы представили себе, когда слушали эту песню?
Посмотрите, и у нас в зале стоит берёзка! Давайте встанем вокруг неё и исполним хоровод «Песня о берёзке» на стихи нашего любимого поэта Сергея Есенина, композитора Г. Струве
Дети исполняют хоровод
Вед – Что ж пора нам с вами вернуться в детский сад, садитесь в автобус и возвращаемся в свой детский сад, займите свои места!
Под музыку дети «едут».
Вед – Вот и подошло к концу наше путешествие в страну поэзии Сергея Есенина! Его стихи знают и любят повсюду и я, надеюсь, что вы тоже станете почитателями его таланта!
И закончим нашу гостиную, посвящённую творчеству нашего земляка-поэта Сергея Есенина авторской песней Джамиевой Марины Алексеевны «Песня о Есенине».