МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «МАЛЫШОК»
Конспект.
Занятий по окружающему миру.
«Осень»
младшая группа
Воспитатель: Остапенко И. Г.
г. Новоалтайск
Осень.
Цель: закрепить умение различать и называть овощи. Дать представление о грибах, о природе в целом.
Задачи:
ü Способствовать формированию мыслительных операций.
ü Формировать представление о пользе овощах.
ü Формировать представление о грибах.
ü Расширит словарный запас.
ü Развивать память, слуховое и зрительное внимание.
ü Развивать коммуникативные навыки.
ü Закрепить умение различать овощи от фруктов и ягод.
Ход занятий:
Воспитатель читает стихотворение.
Осень в парке
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
И. Винокуров.
Воспитатель: Дети о каком времени года я прочитала стихотворение
И. Винокуров
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно закончилось лето, наступила осень. Какие изменения мы виде в природе?
Дети: Холодно. Дожди. Листья падают.
Воспитатель: Молодцы. Действительно осенью погода меняется очень быстро. Начинают листья менять цвет теперь они не зелёные, а жёлтые, золотые, багряные. Все чаще льют холодные дожди, появляются первые заморозки. Приходят холодные осенние туманы.
Дети рассматривают картины известных художников, сюжетные картины про осень, фотографии.
Воспитатель: Ребята, кто – то стучится дверь.
Воспитатель открывает дверь, там стоит кукла Даша с корзинкой. Воспитатель помогает кукле Даше занести корзинку.
Воспитатель: Даша, на улице холодает и люди начинают одеваться теплее. Как ты одета?
Кукла Даша: Ботинки, шарф.
Воспитатель: Ребята, что Дашенька забыла одеть?
Дети: Куртку, шапку
Воспитатель помогает: Колготки, плащ. Даша, что у тебя в корзинке.
Кукла Даша: Осенью в садах, огородах и на полях начинают собирать урожай. Давайте соберем свой урожай с огорода.
Игра «Огород»
Цель: Учить детей отделять овощи, от фруктов и ягод. Дать им представление о форме, цвете и пользе овощей, фруктов.
Ход игры:
Дети смотрят на корзинку. Где видно овощи, фрукты и ягоды.
Воспитатель: «Что растет в огороде?»
Дети: Огурцы, помидоры и т.д.
Воспитатель: Молодцы. Какие овощи мы положим в корзину?
Дети: Помидоры, баклажан и т.д.
Кукла Даша: Дети расскажите про морковь какая она?
Дети: Твердая, на сосульку похожая, полезная и т. д.
Воспитатель предлагает описать все овощи (для того, чтобы пополнить словарный запас и иметь представление о свойствах овощей и о пользе). После того, как собирают урожай люди на зиму делают заготовки.
Воспитатель перечисляет для полонения словарного запаса (компоты, варенье, консервируют, солят и т.д.).
Воспитатель: Ребята, Даша давайте поиграем в пальчиковую игру.
«Овощи».
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина — молодец! (Показывают большой палец).
Кукла Даша: А, вы знаете, что осенью меняется жизнь животных. Некоторые животные впадают в спячку. Посмотрите какие животные легли спать?
Дети: Медведь и ёжик.
Воспитатель: Ребята, птицы собираются в стаи улетают в теплые края. Их называют перелётными птицами. Рыбки тоже спят в пруду. Все насекомые зимой спят, а пчелка и зимой не спит, а двигаются в улье. Те животные, которые не засыпают меняют летнюю шубку на зимнюю. (в течении дня рассматривают перелётных птиц)
Кукла Даша: Посмотрите на этих животных. Кто это?
Дети: Белка, заяц и т.д.
Кукла Даша: Лиса и волк не меняют окраску, то есть шерсть не меняет цвет.
Воспитатель: Ребята, Дашенька некоторые животные делают запасы на зиму. Посмотрите на картинки (рассматривают картинки).
Дети смотрят.
Воспитатель: Белка собирает грибы, орехи кедровые.
Кукла Даша: Мышка горох, злаки пшеницы, овса и т.д.
Воспитатель: Осенью собирают грибы не только белки, но и люди.
Кукла Даша: Я, знаю игру про грибы. Приготовите свои ладошки поиграем пальцами немножко.
По грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Здесь мы видим грибы. Белый гриб, подосиновик, лисички, подберёзовик — это дети съедобные грибы.
Кукла Даша: Смотрите в красной шапочке с белы горохом - это гриб мухомор. Запомните есть его нельзя, он ядовитый.
Воспитатель: Что вы запомнили?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Осень — это чудесное время года! Она прекрасна по-своему. Своей многообразной цветовой гаммой. Вот и закончилось наше занятие. Вы сегодня молодцы, активно отвечали на задания.
Воспитатель: Вам понравилась занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Дашенька, а тебе?
Кукла Даш: Да, очень1
Воспитатель: Ребята по прощайтесь с Дарьей.
Дети: До свидания!
Кукла Даша: До свидания!
Кукла Даша уходит.
Воспитатель: Всем спасибо.
Занятие расписано на целый день. С учетом режимных моментов и сеткой занятий.
Игры на улице:
Игра-занятие "Осень"
Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.
- Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)
- Осенью становится холоднее, чем летом.
- Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)
- Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
- Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)
- Осенью некоторые птицы улетают на юг.
- Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)
- Осенью медведь и ёжик засыпают.
Игра-занятие "Деревья"
Слушаем рассказ и выполняем различные движения
- Летом ярко светило солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)
- Тёплый ветерок обдувал деревья. (Машем на себя ладошками)
- Тёплый дождик мыл зелёные листочки. (Кончиками пальцев трём щёчки)
- А потом лето кончилось, пришла осень.
- Холодный дождик стучал по листьям. (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)
- Холодный ветер раскачивал деревья. (Качаемся из стороны в сторону)
- Листья пожелтели и упали на землю. (Приседаем, потом встаём)
- Стало совсем холодно, и деревья заснули. (Кладём ладошки под щёчку)
- Деревья проснутся весной.
- Станет тепло, будет светить яркое солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)
- На деревьях вырастут новые листочки.
- Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки. (Трясём кистями рук)