Конспект мероприятия «Перелётные птицы».
Цель: расширить и закрепить представления у детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;
- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);
- учить согласовывать имена существительные с числительными;
- учить согласовывать имена существительные с глаголами;
Развивающие:
- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
Воспитательные:.
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
- Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, презентация.
Ход занятия
Слайд 1 Название
Вед.: «В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Слайд № 2. Картинка осени
Д.: Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
(«Осень.» К. Бальмонт)
Слайд 3
Вед.: Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Д.: ….
Слайд 4 Вед.: Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, но среди них есть один особенный, кто это?
Д.: Осень. (Щелчок мышкой после ответа детей)
В.. Правильно. Только почему грустит она, давайте позовем ее к нам и узнаем, что у Осени случилось? (Осень выходит)
Осень: Здравствуйте, сейчас я вам расскажу:
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Это птицы! Слайд 5
-Сейчас, они нас покидают и на юг все улетают, и поэтому, я, грущу!
Вед.: Ребята, давайте мы покажем Осени, что многое знаем о перелетных птицах и поможем ей, проводить птиц, чтобы ей одной было не так грустно? Поможем осени?
Д.: Да, поможем!
Вед.: -Ребята, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места?
Д.: Перелетные птицы.(после ответа детей) Слайд 6
Дети читают стихотворения:
Проходит осень по лесам
И птичьи стаи собирает,
И в трудный путь их отправляет
К далёким берегам.
Они взлетают над землёй,
Прощальный взгляд бросая вниз,
Прощальный взгляд бросая вниз
На край родимый свой.
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
Слайд 7 Песня «Скворушка прощается» музыка Т. Попатенко.??????
Вед.: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Вед.: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Поэтому раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
- Каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети.
Вед.: Сейчас мы послушаем, про некоторых из них нам сейчас расскажут ребята.
(Слайд № 8. Скворец)
Д.: Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках.
(Слайд № 9. Трясогузка)
Д. Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком
(Слайд № 10. Жаворонок)
Д.: Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми.
(Слайд №11. Ласточка)
Д. : Ласточка -мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
(Слайд №12. Грач)
Д.: Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю
(Слайд №13. Изображение всех птиц: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка, грач)
Вед.: Посмотрите, вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
(Слайд №14) Вед.: Зерноядные птицы улетают довольно поздно, в конце сентября. И они не улетают далеко, а перемещаются по территории нашей страны, только южнее нашей области. Эти птицы питаются плодами и семенами растений. Это чиж, щегол, овсянка.
(Щелчок мышкой)
Д.: Чиж – птица небольших размеров из рода щеглов. Они отлично поют, можно прямо заслушаться их трелями. Свои жилища для будущих птенцов эти птицы строят на самых верхушках деревьев. В строительстве гнезда принимают участие оба члена семейства: и самец, и самка.
(Щелчок мышкой)
Д.: Щегол- совсем небольшая, но необыкновенно яркая и красивая птица. Ее оперение очень красочное, и ее трудно спутать с кем-нибудь из других пернатых. По размеру, птица щегол - совсем маленькая, вес небольшого тельца достигает 20-25 грамм. Она даже меньше воробья.
(Слайд №15) Вед.: Водоплавающие птицы улетают поздно (в конце октября). Когда замерзают водоёмы: реки и озёра, они направляются к югу. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. У водоплавающих птиц на лапах имеются специальные перепонки.
(Щелчок мышкой)
Д.: Дикая утка –Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды.
(Щелчок мышкой)
Д. Серый Гусь-крупная птица, размах крыльев больше одного метра, имеет оперение серовато-бурое с волнистым рисунком на шее и брюхе. Имеет светлое окаймление перьев на спине. Клюв розоватый или оранжевый. Населяет водоёмы со стоячей водой, окружённые тростниками — болота, озёра.
Вед.: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее.
Вед.: А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?
Дети: …
(Слайд № 16.) Вед.: Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу.
(Слайд № 17.) Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Вед.: Сможете, нам сейчас показать, как выглядит стая, клин, шеренга и косяк?
(Под музыку ребята демонстрируют полет птиц, каждый способ отдельно)????.
Вед.: Знаете ли вы, куда птицы улетают?
Дети. В тёплые страны, на юг.
(Слайд № 18 Журавль)
Д.: У многих народов журавль - священная птица. Есть такое поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первый весной увидит танец журавлей. Живет эта птица на болотах. Занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая высоколетающая птица. Интересный факт, что журавли живут до 40-50 лет. Был такой журавль по кличке Вульф, дожил до 82 лет. Питается журавль ягодами, семенами.
Вед.: Нашей песенкой мы проводим эту красивую птицу в далекий путь.
ПЕСНЯ «ЖУРАВУШКА» МУЗЫКА Е.Зарицкой.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, все ли птицы улетают на юг?
(Слайд № 19)
Д: нет.
В: А как называют птиц, которые остаются зимовать у нас.
Д. : Зимующие.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
Слайд 20 (Голоса птиц можно повторить, если игра не закончилась)(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Слайд 21 Кормушки
В. : Трудно будет зимующим пережить холодную зиму? Давайте им поможем. ????? (Кого украсим???) Сегодня мы с Вами ее украсим и во время прогулки повесим на дерево . вместе с лакомством.
Слайд 22 Осень играет
В.: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Осень хочет с Вами поиграть. Словесная игра «Кто как голос подаёт» «Скажи одним словом» (с мячом)
Осень: Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Ответ надо сказать одним словом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Осень.: А теперь я буду называтьптицу, а вы должны сказать, как она подаёт голос и вернуть мне мяч
Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),
Журавль… (курлычет),
Ворона … (каркает),
Кукушка… (кукует),
Утка…(крякает),
Курица…(квохчет),
Голубь…(воркует),
Воробей…(чирикает).
Слайд 23 Птицы
В.: У всех птиц одинаковое строение, но каждая из них имеет свое название иотличается от других, как же их различают?
Д.: По оперению, внешнему виду, величине.
О.: -Ребята, вы, действительно многое знаете о птицах. Молодцы!!!
Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.
-А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?
Д.: Радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений.
Музыкально-ритмическая композиция «Осенний парк» (Вальс из к.ф. «Мой ласковый и нежный зверь»).
Д.: Осень! Осень золотая!
Собираемся мы в стаи.
Улетаем в тёплый край,
Говорим тебе: «Прощай"
Птицы улетают. Осень машет им вслед:
Осень: Что ж счастливого пути!
Стайка быстрая, лети.
Ну а следующей весной
Возвращайся в край родной.
Слайд 24.Голоса птиц в небе (прервать щелчком)
Вед.: Ребята, понравилось ли Вам наша прогулка. Если да, то помашите ручками и улыбнитесь. Ну, а, если нет, то сделайте грустное лицо и закройте глаза руками.
Ребята, а мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! И мы с Осенью приготовили вам маленькие сувенирчики (перышки).
Вед.: Спасибо, всем за внимание!