Баёва Елена Владимировна
МБОУ "Уемская СШ" Архангельской области Приморского района
Перспективный план кружковой работы "Палочки Кюизенера"
«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Л.С.Выготский
Пояснительная записка.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б.Никитина, блоки Дьениша, «Лего», палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методик позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, нокопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальной технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограниченны в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель:
- формировать математическое мышление;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними;
- способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений;
- создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
- воспитывать эмоционально- положительного отношения к сверстникам в игре.
Диагностическая карта.
Таблица с колонками:
- 1. Проявляет интерес к деятельности.
- 2. Принимает игровую задачу.
- 3. Эмоционально-положительно относится к сверстникам в игре.
- 4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину.
- 5. Различает «много» и «один».
- 6. Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки.
- 7. Использует речь в процессе игры.
- 8. Умение осваивать действия с предметом.
Условные обозначения:
высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала:
Высокий уровень: ребенок активно взаимодействует со взрослым, правильно отвечает на поставленные вопросы, с небольшой помощью взрослого справляется с заданием.
Средний уровень: ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.
Низкий уровень: ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.
Продолжительность занятия – 15 минут
- Ø 1 занятие в неделю.
Методическое обеспечение:
- 1. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) под редакцией В.П.Новиковой и Л.И.Тихоновой.
- 2. «Как работать с палочками Кюизенера?» (игры и упражнения по обучению математике) под редакцией Л.Д.Комаровой.
- 3. Цветные счетные палочки Кюизенера.
- 4. «Волшебные дорожки», альбом-игра под редакцией Б.Б.Филькельштейна.
- 5. «Дом с колокольчиком», альбом – игра под редакцией Б.Б.Филькейштейна.
Перечень занятий.
№ |
тема |
цель |
|
1. |
Строим дорожки
|
Сенсорное восприятие цвета иразмера. |
|
2.
|
Ленточки в подарок
|
Сенсорное восприятие цвета и размера. |
|
3. |
Ленточки к фартучкам.
|
Сенсорное восприятие цвета и размера. |
|
4. |
Горшочек для цветочка.
|
Сенсорное восприятие цвета и размера. |
|
5. |
Стульчики для трех медведей.
|
Срвнение по высоте, закрепление цвета, выкладывание по образцу. |
|
6. |
Кроватки для трех медведей.
|
Сравнение по высоте, закрепление цвета, выкладывание по образцу. |
|
7. |
Мосты через речку.
|
Сравнение по ширине, длине. Закрепление цвета. |
|
8. |
Узор.
|
Учимся работать по схемам, закрепление цвета.
|
|
9. |
Платочек для Машеньки.
|
Учимся работать по схемам, закрепление цвета. |
|
10. |
Заборы для домиков трех поросят.
|
Учить сравнивать по высоте, Закрепление цвета. |
|
11. |
Лесенка высокая и низкая.
|
Развивать глазомер, учить строить лесенки соответствующие высоте домов, закрепление цвета.
|
|
12. |
Лесенка широкая и узкая.
|
Развивать глазомер, учить строить лесенки подходящие для зверушек, закрепление цвета.
|
|
13. |
Змейка. |
Учить составлять группу из отдельных предметов, закреплять понятия «один» и «много», учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
|
|
14. |
У кого больше? |
Закреплять названиегеометрической фигуры «треугольник», учить состалять фигуру из палочек, сравнивать по величине, развивать воображение.
|
|
15. |
Разноцветные вагончики.
|
Учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять- в каком поезде больше вагонов без счета (столько-сколько, поровну).
|
16. |
Столбики.
|
Учить классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте; развивать мелкую моторику.
|
17. |
Сушим полотенца.
|
Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство между предметами; классифицировать по длине и цвету, обозначать результаты словами (длиннее-короче, равные по длине).
|
18. |
«1» и «2». |
Учить сравнивать предметы по длине и обозначать словами результаты сравнения, познакомить с образованием числа «2», цифрами 1 и 2.
|
19. |
Строительство дома. |
Учить моделировать предмет из 4 палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте, упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы «Сколько? Который по счету?» |
20.
|
Число «3». |
Познакомить детей с образованием числа № и сооветствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
|
21.
|
Треугольники. |
Учить составлять треугольники из палочек разной длины; упражнять в счете в пределах трех. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько? «Который? «; учить ориентироваться в пространстве (слева, справа, впереди, сзади).
|
22.
|
Разноцветные флажки.
|
Закреплять названия геометрических фигур,упражнять в счете, умении отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
|
23.
|
Бусы.
|
Учить классифицировать предметы по длине, сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
|
24.
|
У кого больше? |
Учить сравнивать сопоставлением, развивать глазомер и количественные представления.
|
25.
|
Коврик. |
Учить строить по образцу. |
26.
|
Скворечник. |
Развивать умение сравнивать по длине, преобразовывать конструкцию.
|
27. |
Дачный поселок. |
Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа,выше, ниже, далеко, близко.
|
28.
|
Ёлка. |
Упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения; закрпелять умение пользоваться словами: длиннее, короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. |
29.
|
Новоселье. |
Закреплять умения сравнивать палочки по длине, соотносить величину с ограниченным пространством.
|
30.
|
Дорога к дому.
|
Закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в в пространстве на ограниченной площади.
|
31. |
Кукла Маша. |
Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
|
32. |
Зайка. |
Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать результат сравнения словами.
|
33.
|
Дети нашего двора.
|
Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте); развивать творческое воображение.
|