Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5769 Перспективный план кружковой работы "Палочки Кюизенера"

Опубликовано 16.02.2020

Баёва Елена Владимировна 

МБОУ "Уемская СШ" Архангельской области Приморского района

Перспективный план кружковой работы "Палочки Кюизенера"

 

«Научные понятия человеком не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

                                                           Л.С.Выготский

                                      Пояснительная  записка.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его  «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную  любознательность помогают игры – исследования.

Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б.Никитина, блоки Дьениша, «Лего», палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методик позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, нокопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальной технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей  раннего  возраста  в детском саду для формирования математического  мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является  абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограниченны в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает  постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

         Цель:

- формировать математическое мышление;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

 

Задачи кружка:

- вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними;

- способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений;

- создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти;

- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;

- воспитывать эмоционально- положительного отношения к сверстникам в игре.

 
  

                         Диагностическая  карта.

Таблица с колонками:

  1. 1.   Проявляет интерес к деятельности.
  2. 2.   Принимает игровую задачу.
  3. 3.   Эмоционально-положительно относится к сверстникам в игре.
  4. 4.   При  обследовании предметов выделяет  цвет, форму, величину.
  5. 5.   Различает «много» и «один».
  6. 6.   Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки.
  7. 7.   Использует речь в процессе игры.
  8. 8.   Умение осваивать действия с предметом.

Условные обозначения:

         высокий,  средний,  низкий.

 Критерии оценки уровня усвоения программного материала:

Высокий уровень:  ребенок активно взаимодействует со взрослым, правильно отвечает на поставленные  вопросы,  с небольшой помощью взрослого справляется с заданием.

Средний  уровень: ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.

Низкий уровень:  ребенок справляется с заданием  при активной помощи взрослого.

 

Продолжительность занятия – 15 минут

  • Ø 1 занятие в неделю.

 

 

                               Методическое   обеспечение:

  1. 1.   «Развивающие  игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) под редакцией В.П.Новиковой и Л.И.Тихоновой.
  2. 2.   «Как работать с палочками Кюизенера?»  (игры и упражнения по обучению математике) под редакцией Л.Д.Комаровой.
  3. 3.   Цветные счетные палочки Кюизенера.
  4. 4.   «Волшебные  дорожки», альбом-игра под редакцией Б.Б.Филькельштейна.
  5. 5.   «Дом с колокольчиком», альбом – игра под редакцией Б.Б.Филькейштейна.

 

 

                                        Перечень  занятий.

         тема

                                   цель

 

1.

 

Строим дорожки

 

 

Сенсорное восприятие цвета иразмера.

 

2.

 

 

Ленточки в подарок

 

 

Сенсорное восприятие цвета и размера.

 

3.

 

Ленточки к фартучкам.

 

 

Сенсорное восприятие цвета и размера.

 

4.

 

Горшочек  для цветочка.

 

 

Сенсорное восприятие цвета и размера.

 

5.

 

Стульчики  для трех  медведей.

 

 

Срвнение по высоте, закрепление цвета, выкладывание по  образцу.

 

6.

 

Кроватки для трех  медведей.

 

 

Сравнение  по  высоте, закрепление  цвета,  выкладывание  по образцу.

 

7.

 

Мосты через речку.

 

 

Сравнение  по ширине,  длине.  Закрепление  цвета.

 

8.

 

Узор.

 

 

Учимся работать по схемам, закрепление цвета.

 

 

9.

 

Платочек  для  Машеньки.

 

 

Учимся работать по схемам,

закрепление цвета.

 10.

 

Заборы для домиков трех  поросят.

 

 

Учить сравнивать по высоте,

Закрепление цвета.

 

11.

 

Лесенка  высокая и низкая.

 

 

Развивать глазомер, учить строить лесенки соответствующие  высоте домов, закрепление цвета.

 

 

12.

 

Лесенка широкая и узкая.

 

 

Развивать глазомер, учить строить лесенки подходящие для зверушек, закрепление цвета.

 

 

13.

 

Змейка.

 

Учить составлять группу из отдельных предметов, закреплять понятия «один» и «много», учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

 

 

14.

 

У  кого больше?

 

Закреплять названиегеометрической фигуры «треугольник», учить состалять фигуру из палочек, сравнивать по величине, развивать воображение.

 

       

 

 

15.

 

Разноцветные  вагончики.

 

 

Учить классифицировать предметы по цвету и длине, работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять- в каком поезде больше вагонов без счета (столько-сколько, поровну).

 

 16.

 

Столбики.

 

 

Учить классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте; развивать мелкую моторику.

 

 

17.

 

Сушим полотенца.

 

 

Учить сравнивать предметы по длине, находить сходство  между предметами; классифицировать по длине и цвету, обозначать результаты словами (длиннее-короче, равные по длине).

 

 

18.

 

   «1» и «2».

 

Учить сравнивать предметы по длине и обозначать  словами  результаты сравнения, познакомить с образованием числа «2», цифрами 1 и 2.

 

 

19.

 

Строительство дома.

 

Учить  моделировать предмет из 4 палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте, упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы «Сколько? Который по счету?»

 

20.

 

 

Число «3».

 

Познакомить детей с образованием  числа № и сооветствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.

 

 

21.

 

 

Треугольники.

 

Учить составлять треугольники из палочек разной длины; упражнять в счете в пределах трех. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько? «Который? «; учить ориентироваться  в пространстве (слева, справа, впереди, сзади).

 

 

22.

 

 

Разноцветные флажки.

 

 

Закреплять названия геометрических фигур,упражнять в счете, умении отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

 

 

23.

 

 

Бусы.

 

 

Учить классифицировать предметы по длине, сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).

 

 

 

 

 

 

24.

 

 

 

У кого больше?

 

 

Учить сравнивать сопоставлением, развивать глазомер и количественные представления.

 

 

25.

 

 

Коврик.

 

Учить строить по образцу.

 

26.

 

 

Скворечник.

 

Развивать умение сравнивать по длине, преобразовывать конструкцию.

 

 

27.

 

Дачный поселок.

 

Учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа,выше, ниже, далеко, близко.

 

 

28.

 

 

Ёлка.

 

Упражнять в определении длины предмета, используя прием наложения; закрпелять умение пользоваться словами: длиннее, короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

 

29.

 

 

Новоселье.

 

Закреплять умения сравнивать палочки по длине, соотносить величину с ограниченным пространством.

 

 

 

 

30.

 

 

Дорога к дому.

 

 

 

Закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в в пространстве на ограниченной площади.

 

 

31.

 

Кукла Маша.

 

Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

 

 

32.

 

Зайка.

 

Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать результат  сравнения  словами.

 

 

33.

 

 

Дети нашего двора.

 

 

Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте); развивать творческое воображение.