Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5772 Обобщение опыта работы по теме: «Формирование представлений о цвете у детей дошкольного возраста».

Опубликовано 18.02.2020

 

Обобщение опыта работы

по теме:

«Формирование представлений о цвете

у детей дошкольного возраста».

 

 

                                                                                 Воспитатель  МБОУ «Уемская СОШ»

                                                                                 структурное подразделение

                                                         «Детский сад п. Уемский.

                                                                Герасимова С. Н. 

 

Формирование представлений о цвете

у детей дошкольного возраста.

 

          Три года назад я начала работать с детьми младшего возраста. Проработав некоторое время я заметила, что некоторые дети неправильно называли основные цвета,  неуверенно отвечали на вопрос / Какого цвета игрушка?/ путались в подборе предметов названного цвета.  Всё это свойственно этому возрасту. Но следует помнить, что окружающий мир богат разнообразием красок. Цвет - это мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения,  темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции».  И если у ребёнка не сформировать правильное восприятие цвета, он не сможет  точно соотносить цвет соответствующей окраске реального объекта, различать детали, воспринимать большое количество информационных признаков. Поэтому я решила взять эту тему и помочь детям овладеть системой эталонов цвета.

           В своей работе наметила основную цель: Овладение детьми основными цветами спектра и их оттенками через дидактические игры и упражнения.

     Задачи: Создание условий обогащения и накопления опыта детей в ходе

                      предметно-игровой деятельности через игры и упражнения .

                      Развивать восприятие цвета.

                      Формировать познавательную активность и любознательность.

          Воспитание волевых черт характера /доводить начатое дело до конца, стремиться к получению положительных результатов/.

         Свою работу по данной теме проводила в несколько этапов.

  Первый этап это подготовительный.

         Начала работу с подбора и  изучения методической литературы. Затем был составлен перспективный план с учётом возраста детей, в котором на каждый месяц подобраны дидактические игры и упражнения.  По ходу работы была сделана картотека игр, оформлены сами игры, подобран необходимый дидактический материал.

  Второй этап основной  он самый длительный.

       Человек воспринимает окружающий мир в цвете, использует в жизни весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет длительное время остаётся в памяти человека, является средством привлекающим внимание.

          Опираясь на  программу воспитания и обучения «От рождения до школы» спланировала работу по данной теме.      

Приступив к работе с детьми второй младшей группы, установила уровень  знаний детей о цвете. Для этого провела индивидуальную диагностику, которая включала в себя игровые задания: «Какого цвета мяч?», «Найди красный (синий, жёлтый, зелёный, белый и чёрный) мяч». Не все малыши справились с заданием, многим требовалась помощь. Выяснилось, что 37 % (9 человек) слабо владеют и ориентируются в названиях цвета. В течение года проводила разнообразные игры и упражнения с опорой на перспективный план. В начале проводила игры на уточнение представления о цвете, например: «Подбери по цвету»; «Назови цвет»; «Раскрась предмет заданным цветом» и т. д. Эти игры помогли детям почувствовать в себе уверенность, называть, находить, подбирать предметы нужного цвета, замечать цвет в окружающей обстановке. Всё это способствовало улучшению знаний детей о цвете. 

        В средней группе особое внимание уделялось формированию у детей представлений об оранжевом, голубом, фиолетовом,  коричневом и сером цветах. При усвоение голубого цвета, дошкольники могут испытывать затруднения. Для решения этой задачи необходимо их познакомить с оттенками синего цвета, сравнить светло – синий и голубой цвета, установить их различия. Детям предлагалось поиграть в игры: «Узнай и назови»;  «Найди ошибку»; «Раскрась предметы голубым цветом».  На этом этапе работы у детей необходимо сформировать представление о последовательности расположения цветов в спектре, сформировать представление о цветах радуги. Для этого проводила с детьми игры, например: «Цвета радуги». «Радуга», «Найди ошибку», «Какой цвет пропущен?». В средней группе проводились упражнения способствующие развитию внимания, активного запоминания и воспроизведения с опорой на представление о цвете. Детям предлагалось выбрать заданный цвет из нескольких предложенных, вспомнить нужный цвет и найти по его названию: «Отбери картинки», «Найди предмет», «Раскрась» и др.

Проводя  работу с детьми старшего возраста, большое внимание уделялось играм на закрепление полученных знаний (например: «Составь букет», «Какое звено пропущено?», «Разложи по порядку»).   Игры на получение оранжевого, зелёного, коричневого, голубого, серого и фиолетового цветов в процессе смешивания двух других цветов (например: «Волшебные краски», «Новый цвет»). Перед детьми ставилась задача и самостоятельными поисковыми действиями они находили нужное решение. Для получения разнообразных оттенков проводились игры («Окраска воды», «Что изменилось?»). В ходе этих игр дети отмечали светлость и насыщенность цвета, использовали в речи такие слова например: «светло-зелёный, ярко-зелёный, тёмно-зелёный».                          Проводилась и работа с родителями в виде индивидуальных бесед, консультаций («Развитие речи и игры по сенсорному развитию»), папок передвижек («Восприятие цвета», «Игры с цветом»),  в которых предлагалось, как помочь ребёнку запомнить и ориентироваться в цветах, в какие игры и упражнения можно поиграть дома. Для родителей показала занятие калейдоскоп игр: «Волшебные цвета радуги».

      Во всех возрастных группах в игры включала разнообразные приёмы, сюрпризные моменты, которые способствовали активности дошкольников. Дети с большим интересом играли, выполняли задания, радовались своим успехам и успехам сверстников.

Третий этап работы – заключительный.

      Наблюдая за игрой детей в самостоятельной деятельности хочется отметить, что дети стали более уверенно использовать знания о цвете. Например: в таких играх как «Мозаика», «Собери красивые бусы», в сооружении построек из строительного материала, в рисовании, аппликации и  лепке дети отмечали детали, части называя их цвет. Всё больше находили предметов определённого цвета в окружающем мире, отмечали сезонные изменения в природе (например: голубое (серое) небо, белые облака, и т. д.)

    Чтобы подвести итог работы, я проводила диагностику в каждой возрастной группе, в начале и конце учебного года. Детям предлагались игровые задания например: «Найди карандаш нужного цвета», «Что бывает коричневым?» и другого цвета; «Какого цвета предмет?», «Будь внимателен», «Найди и раскрась». 

        Во 2 – ой младшей группе в начале года учебного, было обследовано 24 ребёнка: ( 15 человек – 63 % показали хороший результат; 9 человек – 37 %

показали слабый результат). В конце года, было обследовано 23 ребёнка (18 детей – 78 % справились со всеми заданиями, 5 детей – 22 % затруднялись, задания выполняли с помощью взрослого).

          В средней группе в начале учебного года было обследовано 22 ребёнка (16 детей – 73 %  хорошо справились с игровыми заданиями, а 6 человек  27  %  -испытывали трудности, а в конце 24 ребёнка (20 человек – 83 % легко справились, а 4 человека – 17 % требовалась помощь воспитателя).

         В старшей группе на начало был обследован 21 ребёнок (18 детей 86% – показали хороший результат; 3 человека 14%  -  справились слабо). В конце учебного года обследовано 23 ребёнка (20 детей 87 % - с заданиями справились самостоятельно и хорошо; 3 человека 13% - при выполнении заданий были допущены ошибки, выполняли не уверенно, переспрашивали).

 

учебный год

возрастная группа

начало года

конец года

2012 – 2013

2 – я мл. гр.

63 % (15)

37 % (9)                

78 % (18)

22 % (5)

2013 – 2014

средняя группа

73%(16)

27 % (6)

83 % (20)         

17 % (4)

2014 – 2015

старшая группа

86 % (18)         

14 % (3)

87 % (20)         

13 % (3)

 

      Вывод: У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Через игру у ребёнка развивается слуховое внимание, память, связная речь, умение слушать воспитателя и сверстников. Дети в играх со цветом побуждаются к рассматриванию предметов и сравнению, в процессе чего они рассказывают о сходствах и различиях объекта.   Следует отметить, что в дошкольных учреждениях надо и необходимо проводить работу по формированию восприятий цвета, так как это помогает детям обследовать предметы с целью выявления цвета, радоваться красотой природы, применять свои знания в решение каких-либо ситуаций.

 


 

 

Перспективный план

дидактических игр и упражнений с цветом для детей второй младшей группы.

 

Месяц

Задачи

Вид деятельности

сентябрь

Выявить знания о цвете. Уточнить представления детей о красном и синем цветах.

Д. игры: «Назови цвет»; «Подбери по цвету»;  «Раскрась картинку».

октябрь

 Уточнить представления детей о зелёном и жёлтом цветах.

Д. игры: «Назови цвет»; «Выбери все зелёные (жёлтые) предметы». «Собери пирамидку».

ноябрь

Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный и жёлтый.

Д. игры: «Разложи по цвету»; «Собери букет»; «Цветные дорожки».

декабрь

Уточнить представления детей о белом цвете.

Д. игры: «Помоги коту найти бантик»; «Снеговик»; «Снежинки».

январь

Уточнить представления детей о чёрном цвете.

Д. игры; «День – ночь»; «Найди на картинке предметы чёрного цвета»; «Что бывает чёрным?».

февраль

Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый и чёрный.

Д. игры: «Найди пару» «Одень кукле платье»; «Разложи витаминки»;  «Цветные флажки» (мазайка).

март

Познакомить детей с розовым цветом.

Д. игры: «Цветы для мамы»; «Воздушные шары»; «Подбери карандаш и раскрась картинку».

апрель

Познакомить детей с голубым цветом.

Д. игры; «Птички»; «Тучи и облака»; «Помоги рыбке найти своё озеро».

май

Познакомить детей с серым цветом.

Д. игры: «Зайка серенький сидит»; «Кто похож на зайку?»

июнь

Закреплять названия цветов: розовый, голубой и серый.

Д. игры: «Назови цвет»; «Назови все розовые (голубые, серые) предметы». «Цепочка».

 


 

Перспективный план

дидактических игр и упражнений с цветом для детей средней группы.

 

Месяц

                            Задачи

                Вид  деятельности

сентябрь

Выявить затруднения у детей.

Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый и чёрный).

 

Д. игры: «Поможем кукле Тане найти карандаш»; «Раскрась овощи и фрукты»(№1)»; «Узнай и назови» .

октябрь

Познакомить детей с оранжевым цветом. Учить узнавать и правильно называть оранжевый цвет и его оттенки.

 

Д. игры: «Угощение для кролика»; «Букет из листьев»; «Рыбки в аквариуме» (№6); «Шарик улетел» (№5).

ноябрь

Познакомить детей с фиолетовым цветом. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких цветов – фиолетовый.

 

Д. игры: «Узнай и назови»; «Узнай и выбери» (№3) и т. д.

декабрь

 Учить узнавать, называть, выделять голубой цвет.

 

Д. игры: «Раскрась голубым цветом» (№4); «Отбери картинки» (№5); «Найди такой же» ;

январь

Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре.

Д. игры: «Цвета радуги» (№1) ; «Радуга» (№2); «Узнай и назови» (№4); «Найди ошибку» (№5); «Какой цвет пропущен?» (№6).

февраль

 Учить узнавать, выделять и называть серый цвет.    

                                                                                                                   

Д. игры: «Узнай и назови» (№1); «Кто быстрее?» (№2); «Будь внимательным»(№3); «Раскрась правильно» (№4).

март

Упражнять в различении близких цветов:  чёрный  и тёмно-синий; белый и светло-голубой; тёмно-серый и тёмно-голубой.

 

Д. игры: «Найди ошибку» (№6); «Узнай и назови» (№7) и т. д.

апрель

 

Учить узнавать, выделять и называть коричневый цвет.

 

Д. игры: Найди предмет коричневого цвета» (№1); «Шоколадные конфеты»(№2); «Сложи картинку» (№3);

 

май

Упражнять в различении оттенков коричневого цвета.

 

Д. игры: «Получение оттенков коричневого цвета» (№6); «Перестрой ряд» (№7); «Найди лишний» (№9).

 

июнь

 

Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.

 

Д. игры: «Цветные пазлы»; «Разложи карандаши» (№4); «Кто внимательнее» (№6); «Сложи предмет» (№4); и т. д.

 

       

 

Д. игры и упражнения смотри по книгам: Играем с цветом»; «Демонстрационный и раздаточный материал для детей 4 -5 лет» Л. А. Ремезова.

 

 

Перспективный план

дидактических игр и упражнений с цветом для детей старшей группы.

 

Месяц

Задачи

Вид деятельности

сентябрь

Закреплять знания об основных цветах спектра.

Д. игры: «Какое звено пропущено?»; «Разложи по порядку». «Составь букет» (9).

октябрь

Закреплять знания об оранжевом цвете. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого.

Д. игра: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Помоги Незнайке собрать букет» (№1);

ноябрь

Закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить получать фиолетовый цвет из двух основных: синего и красного. Учить узнавать три оттенка фиолетового цвета.

Д. игра: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Что изменилось?»; « Шапочки для гномиков» (8).

декабрь

Закреплять знания о голубом цвете. Учить получать голубой цвет из двух основных: белого и синего. Учить узнавать три оттенка голубого цвета.

Д, игры: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Назови цвет предмета» (№3); «Выложи ряд» (№4).

январь

Закреплять представление об оттенках цветов. Учить построению цветового сериационного ряда по светлоте и словесному обозначению оттенков.

Д. игры: «Будь внимателен»; «Сравни и расскажи»; «Найди домик» (13); «Вертолёты и парашюты» (11).

февраль

Закреплять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак – данный цвет.

Д. игры: «Раскрась правильно»;  «Найди ошибку»; «Найди цветок для бабочки» (10).   

март

Развивать восприятие цвета при рассматривании и выкладывании орнаметра.

Д. игры: «Выложи так же» (30); «Сложи узор»; «Разложи по порядку»; «Найди зеркальный узор» (23).

апрель

Закреплять умение получать оттенки коричневого, используя способ окраски воды, и называть их.

Д. игры: «Медвежата на празднике» (27);  «Найди пару» (15); «Назови, что бывает коричневым?».

май

Закреплять навык выкладывания сериационных  рядов по цветовой насыщенности (голубой, синий, зелёный и т. д. ).

Д. игры: «Собери гусеницу»; «Найди шапочку» (44); «Что пропущено?»(43); «Лабиринты» (3).

июнь

Закреплять у детей полученные знания.

Д. игры: «Сложи картинку (квадрат)» (24); «Какой машинки недостаёт в ряду» (45); «Раскрась по заданию».

 

Д. игры и упражнения смотри по книгам: «Играем с цветом»; « Демонстрационный и раздаточный материал для детей 5 – 6 лет». Л. А. Ремезова.

 

 

 

Список литературы.

    Веракса Н. Е, Комарова Т. С, Васильева Мю А. «От рождения до школы» /программа воспитания и обучения в детском саду – М. Мозаика – Синтез, 2012 г. – 336 с.

    Гамбарова Е. «играем с цветом» /журнал; « Ребёнок в детском саду» 2013 г. №1.

    Лыкова И. А. «Лепим с мамой» / м. «Карапуз – Дидактика» 2005 г. -

    Полянок О. «развиваем интеллект» / Екатеринбург:  У-Фактория , 2002 г. – 120 с.

    Ремезова Л. А. «Играем с цветом» /М. «Школьная – Пресса», 2004 г. – 96 с.

    Ремезова Л. А.  «Играем с цветом» / Демонстрационный и раздаточный материал для дошкольников  4 – 5 лет / М. «Школьная – Пресса» 2004 г. – 16 с.

    Ремезова Л. А.  «Играем с цветом» /Демонстрационный и раздаточный материал  для дошкольников 5 -6 лет / М. «Школьная – Пресса» 2005 г. – 24 с.

    Яхнин Л.  Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете. Для детей 5-6 лет. / СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «Олма – Пресс», 2002 г. – 64 с.