Обобщение опыта работы
по теме:
«Формирование представлений о цвете
у детей дошкольного возраста».
Воспитатель МБОУ «Уемская СОШ»
структурное подразделение
«Детский сад п. Уемский.
Герасимова С. Н.
Формирование представлений о цвете
у детей дошкольного возраста.
Три года назад я начала работать с детьми младшего возраста. Проработав некоторое время я заметила, что некоторые дети неправильно называли основные цвета, неуверенно отвечали на вопрос / Какого цвета игрушка?/ путались в подборе предметов названного цвета. Всё это свойственно этому возрасту. Но следует помнить, что окружающий мир богат разнообразием красок. Цвет - это мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». И если у ребёнка не сформировать правильное восприятие цвета, он не сможет точно соотносить цвет соответствующей окраске реального объекта, различать детали, воспринимать большое количество информационных признаков. Поэтому я решила взять эту тему и помочь детям овладеть системой эталонов цвета.
В своей работе наметила основную цель: Овладение детьми основными цветами спектра и их оттенками через дидактические игры и упражнения.
Задачи: Создание условий обогащения и накопления опыта детей в ходе
предметно-игровой деятельности через игры и упражнения .
Развивать восприятие цвета.
Формировать познавательную активность и любознательность.
Воспитание волевых черт характера /доводить начатое дело до конца, стремиться к получению положительных результатов/.
Свою работу по данной теме проводила в несколько этапов.
Первый этап это подготовительный.
Начала работу с подбора и изучения методической литературы. Затем был составлен перспективный план с учётом возраста детей, в котором на каждый месяц подобраны дидактические игры и упражнения. По ходу работы была сделана картотека игр, оформлены сами игры, подобран необходимый дидактический материал.
Второй этап основной он самый длительный.
Человек воспринимает окружающий мир в цвете, использует в жизни весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет длительное время остаётся в памяти человека, является средством привлекающим внимание.
Опираясь на программу воспитания и обучения «От рождения до школы» спланировала работу по данной теме.
Приступив к работе с детьми второй младшей группы, установила уровень знаний детей о цвете. Для этого провела индивидуальную диагностику, которая включала в себя игровые задания: «Какого цвета мяч?», «Найди красный (синий, жёлтый, зелёный, белый и чёрный) мяч». Не все малыши справились с заданием, многим требовалась помощь. Выяснилось, что 37 % (9 человек) слабо владеют и ориентируются в названиях цвета. В течение года проводила разнообразные игры и упражнения с опорой на перспективный план. В начале проводила игры на уточнение представления о цвете, например: «Подбери по цвету»; «Назови цвет»; «Раскрась предмет заданным цветом» и т. д. Эти игры помогли детям почувствовать в себе уверенность, называть, находить, подбирать предметы нужного цвета, замечать цвет в окружающей обстановке. Всё это способствовало улучшению знаний детей о цвете.
В средней группе особое внимание уделялось формированию у детей представлений об оранжевом, голубом, фиолетовом, коричневом и сером цветах. При усвоение голубого цвета, дошкольники могут испытывать затруднения. Для решения этой задачи необходимо их познакомить с оттенками синего цвета, сравнить светло – синий и голубой цвета, установить их различия. Детям предлагалось поиграть в игры: «Узнай и назови»; «Найди ошибку»; «Раскрась предметы голубым цветом». На этом этапе работы у детей необходимо сформировать представление о последовательности расположения цветов в спектре, сформировать представление о цветах радуги. Для этого проводила с детьми игры, например: «Цвета радуги». «Радуга», «Найди ошибку», «Какой цвет пропущен?». В средней группе проводились упражнения способствующие развитию внимания, активного запоминания и воспроизведения с опорой на представление о цвете. Детям предлагалось выбрать заданный цвет из нескольких предложенных, вспомнить нужный цвет и найти по его названию: «Отбери картинки», «Найди предмет», «Раскрась» и др.
Проводя работу с детьми старшего возраста, большое внимание уделялось играм на закрепление полученных знаний (например: «Составь букет», «Какое звено пропущено?», «Разложи по порядку»). Игры на получение оранжевого, зелёного, коричневого, голубого, серого и фиолетового цветов в процессе смешивания двух других цветов (например: «Волшебные краски», «Новый цвет»). Перед детьми ставилась задача и самостоятельными поисковыми действиями они находили нужное решение. Для получения разнообразных оттенков проводились игры («Окраска воды», «Что изменилось?»). В ходе этих игр дети отмечали светлость и насыщенность цвета, использовали в речи такие слова например: «светло-зелёный, ярко-зелёный, тёмно-зелёный». Проводилась и работа с родителями в виде индивидуальных бесед, консультаций («Развитие речи и игры по сенсорному развитию»), папок передвижек («Восприятие цвета», «Игры с цветом»), в которых предлагалось, как помочь ребёнку запомнить и ориентироваться в цветах, в какие игры и упражнения можно поиграть дома. Для родителей показала занятие калейдоскоп игр: «Волшебные цвета радуги».
Во всех возрастных группах в игры включала разнообразные приёмы, сюрпризные моменты, которые способствовали активности дошкольников. Дети с большим интересом играли, выполняли задания, радовались своим успехам и успехам сверстников.
Третий этап работы – заключительный.
Наблюдая за игрой детей в самостоятельной деятельности хочется отметить, что дети стали более уверенно использовать знания о цвете. Например: в таких играх как «Мозаика», «Собери красивые бусы», в сооружении построек из строительного материала, в рисовании, аппликации и лепке дети отмечали детали, части называя их цвет. Всё больше находили предметов определённого цвета в окружающем мире, отмечали сезонные изменения в природе (например: голубое (серое) небо, белые облака, и т. д.)
Чтобы подвести итог работы, я проводила диагностику в каждой возрастной группе, в начале и конце учебного года. Детям предлагались игровые задания например: «Найди карандаш нужного цвета», «Что бывает коричневым?» и другого цвета; «Какого цвета предмет?», «Будь внимателен», «Найди и раскрась».
Во 2 – ой младшей группе в начале года учебного, было обследовано 24 ребёнка: ( 15 человек – 63 % показали хороший результат; 9 человек – 37 %
показали слабый результат). В конце года, было обследовано 23 ребёнка (18 детей – 78 % справились со всеми заданиями, 5 детей – 22 % затруднялись, задания выполняли с помощью взрослого).
В средней группе в начале учебного года было обследовано 22 ребёнка (16 детей – 73 % хорошо справились с игровыми заданиями, а 6 человек 27 % -испытывали трудности, а в конце 24 ребёнка (20 человек – 83 % легко справились, а 4 человека – 17 % требовалась помощь воспитателя).
В старшей группе на начало был обследован 21 ребёнок (18 детей 86% – показали хороший результат; 3 человека 14% - справились слабо). В конце учебного года обследовано 23 ребёнка (20 детей 87 % - с заданиями справились самостоятельно и хорошо; 3 человека 13% - при выполнении заданий были допущены ошибки, выполняли не уверенно, переспрашивали).
учебный год |
возрастная группа |
начало года |
конец года |
2012 – 2013 |
2 – я мл. гр. |
63 % (15) 37 % (9) |
78 % (18) 22 % (5) |
2013 – 2014 |
средняя группа |
73%(16) 27 % (6) |
83 % (20) 17 % (4) |
2014 – 2015 |
старшая группа |
86 % (18) 14 % (3) |
87 % (20) 13 % (3) |
Вывод: У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Через игру у ребёнка развивается слуховое внимание, память, связная речь, умение слушать воспитателя и сверстников. Дети в играх со цветом побуждаются к рассматриванию предметов и сравнению, в процессе чего они рассказывают о сходствах и различиях объекта. Следует отметить, что в дошкольных учреждениях надо и необходимо проводить работу по формированию восприятий цвета, так как это помогает детям обследовать предметы с целью выявления цвета, радоваться красотой природы, применять свои знания в решение каких-либо ситуаций.
Перспективный план
дидактических игр и упражнений с цветом для детей второй младшей группы.
Месяц |
Задачи |
Вид деятельности |
сентябрь |
Выявить знания о цвете. Уточнить представления детей о красном и синем цветах. |
Д. игры: «Назови цвет»; «Подбери по цвету»; «Раскрась картинку». |
октябрь |
Уточнить представления детей о зелёном и жёлтом цветах. |
Д. игры: «Назови цвет»; «Выбери все зелёные (жёлтые) предметы». «Собери пирамидку». |
ноябрь |
Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный и жёлтый. |
Д. игры: «Разложи по цвету»; «Собери букет»; «Цветные дорожки». |
декабрь |
Уточнить представления детей о белом цвете. |
Д. игры: «Помоги коту найти бантик»; «Снеговик»; «Снежинки». |
январь |
Уточнить представления детей о чёрном цвете. |
Д. игры; «День – ночь»; «Найди на картинке предметы чёрного цвета»; «Что бывает чёрным?». |
февраль |
Закреплять названия цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый и чёрный. |
Д. игры: «Найди пару» «Одень кукле платье»; «Разложи витаминки»; «Цветные флажки» (мазайка). |
март |
Познакомить детей с розовым цветом. |
Д. игры: «Цветы для мамы»; «Воздушные шары»; «Подбери карандаш и раскрась картинку». |
апрель |
Познакомить детей с голубым цветом. |
Д. игры; «Птички»; «Тучи и облака»; «Помоги рыбке найти своё озеро». |
май |
Познакомить детей с серым цветом. |
Д. игры: «Зайка серенький сидит»; «Кто похож на зайку?» |
июнь |
Закреплять названия цветов: розовый, голубой и серый. |
Д. игры: «Назови цвет»; «Назови все розовые (голубые, серые) предметы». «Цепочка». |
Перспективный план
дидактических игр и упражнений с цветом для детей средней группы.
Месяц |
Задачи |
Вид деятельности |
|
сентябрь |
Выявить затруднения у детей. Закреплять представления о шести цветах (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый и чёрный).
|
Д. игры: «Поможем кукле Тане найти карандаш»; «Раскрась овощи и фрукты»(№1)»; «Узнай и назови» . |
|
октябрь |
Познакомить детей с оранжевым цветом. Учить узнавать и правильно называть оранжевый цвет и его оттенки.
|
Д. игры: «Угощение для кролика»; «Букет из листьев»; «Рыбки в аквариуме» (№6); «Шарик улетел» (№5). |
|
ноябрь |
Познакомить детей с фиолетовым цветом. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких цветов – фиолетовый.
|
Д. игры: «Узнай и назови»; «Узнай и выбери» (№3) и т. д. |
|
декабрь |
Учить узнавать, называть, выделять голубой цвет.
|
Д. игры: «Раскрась голубым цветом» (№4); «Отбери картинки» (№5); «Найди такой же» ; |
|
январь |
Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре. |
Д. игры: «Цвета радуги» (№1) ; «Радуга» (№2); «Узнай и назови» (№4); «Найди ошибку» (№5); «Какой цвет пропущен?» (№6). |
|
февраль |
Учить узнавать, выделять и называть серый цвет.
|
Д. игры: «Узнай и назови» (№1); «Кто быстрее?» (№2); «Будь внимательным»(№3); «Раскрась правильно» (№4). |
|
март |
Упражнять в различении близких цветов: чёрный и тёмно-синий; белый и светло-голубой; тёмно-серый и тёмно-голубой.
|
Д. игры: «Найди ошибку» (№6); «Узнай и назови» (№7) и т. д. |
|
апрель
|
Учить узнавать, выделять и называть коричневый цвет.
|
Д. игры: Найди предмет коричневого цвета» (№1); «Шоколадные конфеты»(№2); «Сложи картинку» (№3);
|
|
май |
Упражнять в различении оттенков коричневого цвета.
|
Д. игры: «Получение оттенков коричневого цвета» (№6); «Перестрой ряд» (№7); «Найди лишний» (№9).
|
|
июнь
|
Закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
|
Д. игры: «Цветные пазлы»; «Разложи карандаши» (№4); «Кто внимательнее» (№6); «Сложи предмет» (№4); и т. д.
|
|
Д. игры и упражнения смотри по книгам: Играем с цветом»; «Демонстрационный и раздаточный материал для детей 4 -5 лет» Л. А. Ремезова.
Перспективный план
дидактических игр и упражнений с цветом для детей старшей группы.
Месяц |
Задачи |
Вид деятельности |
сентябрь |
Закреплять знания об основных цветах спектра. |
Д. игры: «Какое звено пропущено?»; «Разложи по порядку». «Составь букет» (9). |
октябрь |
Закреплять знания об оранжевом цвете. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого. |
Д. игра: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Помоги Незнайке собрать букет» (№1); |
ноябрь |
Закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить получать фиолетовый цвет из двух основных: синего и красного. Учить узнавать три оттенка фиолетового цвета. |
Д. игра: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Что изменилось?»; « Шапочки для гномиков» (8). |
декабрь |
Закреплять знания о голубом цвете. Учить получать голубой цвет из двух основных: белого и синего. Учить узнавать три оттенка голубого цвета. |
Д, игры: «Волшебные краски» (№2); «Окраска воды» (№1); «Назови цвет предмета» (№3); «Выложи ряд» (№4). |
январь |
Закреплять представление об оттенках цветов. Учить построению цветового сериационного ряда по светлоте и словесному обозначению оттенков. |
Д. игры: «Будь внимателен»; «Сравни и расскажи»; «Найди домик» (13); «Вертолёты и парашюты» (11). |
февраль |
Закреплять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак – данный цвет. |
Д. игры: «Раскрась правильно»; «Найди ошибку»; «Найди цветок для бабочки» (10). |
март |
Развивать восприятие цвета при рассматривании и выкладывании орнаметра. |
Д. игры: «Выложи так же» (30); «Сложи узор»; «Разложи по порядку»; «Найди зеркальный узор» (23). |
апрель |
Закреплять умение получать оттенки коричневого, используя способ окраски воды, и называть их. |
Д. игры: «Медвежата на празднике» (27); «Найди пару» (15); «Назови, что бывает коричневым?». |
май |
Закреплять навык выкладывания сериационных рядов по цветовой насыщенности (голубой, синий, зелёный и т. д. ). |
Д. игры: «Собери гусеницу»; «Найди шапочку» (44); «Что пропущено?»(43); «Лабиринты» (3). |
июнь |
Закреплять у детей полученные знания. |
Д. игры: «Сложи картинку (квадрат)» (24); «Какой машинки недостаёт в ряду» (45); «Раскрась по заданию». |
Д. игры и упражнения смотри по книгам: «Играем с цветом»; « Демонстрационный и раздаточный материал для детей 5 – 6 лет». Л. А. Ремезова.
Список литературы.
Веракса Н. Е, Комарова Т. С, Васильева Мю А. «От рождения до школы» /программа воспитания и обучения в детском саду – М. Мозаика – Синтез, 2012 г. – 336 с.
Гамбарова Е. «играем с цветом» /журнал; « Ребёнок в детском саду» 2013 г. №1.
Лыкова И. А. «Лепим с мамой» / м. «Карапуз – Дидактика» 2005 г. -
Полянок О. «развиваем интеллект» / Екатеринбург: У-Фактория , 2002 г. – 120 с.
Ремезова Л. А. «Играем с цветом» /М. «Школьная – Пресса», 2004 г. – 96 с.
Ремезова Л. А. «Играем с цветом» / Демонстрационный и раздаточный материал для дошкольников 4 – 5 лет / М. «Школьная – Пресса» 2004 г. – 16 с.
Ремезова Л. А. «Играем с цветом» /Демонстрационный и раздаточный материал для дошкольников 5 -6 лет / М. «Школьная – Пресса» 2005 г. – 24 с.
Яхнин Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете. Для детей 5-6 лет. / СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «Олма – Пресс», 2002 г. – 64 с.