Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4810 Готов ли ребенок к школе?

Опубликовано 01.02.2019
 
Спиридонова Ирина Александровна
ГБОУ Школа №1387 г.Москва
педагог-психолог
 
Готов ли ребенок к школе?

 

 

   «Школа» - это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает при мысли, что все это позади и никогда уже не повториться. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминания о школе не вызывало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.

    «В какую школу? Готов лм он? Как ему там понравится?» - тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму.

    Очень важно психологически подготовить ребенка к школе. Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности.

    Психологическая готовность к обучению в школе отражает:

- общий уровень психического развития ребенка

- уровень развития учебно-важных качеств.

    К учебно-важным качествам относятся:

 - личностно-мотивационный блок готовности

 - принятие учебной задачи

 - развитие познавательных процессов

 - уровень развития речи

 - управление деятельностью

     Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивом обучения. Личностно-мотивационный блок готовности определяет то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога.

    Социальная готовность к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения с окружающим миром. Развитие этой готовности во многом связано с возрастным кризисом 6 -7 лет. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

     Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

     Что же посоветовать родителям?

• Избегайте не нужной спешки.

• Почти за год до поступления выберете школу с учетом специализации, платы за обучение, место расположения, удаленность от дома, особенностей пути до школы.

• Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями.

 

    Рекомендуемая литература, в которой вы, родители, сможете более подробно узнать о готовности ребенка к школе:

    -  Т.В.Белова, В.А.Солнцева «Готов ли ребенок к обучению в первом классе?»

    -  Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность   

       ребенка к школе»

    - Н.Чивикова «Как подготовить ребенка к школе»

    - Т.Л.Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе»

    - Н.И.Гуткина «Психологическая готовность к школе»

    - Л.А.Венгер «Готов ли ваш ребенок к школе?»

    - Ю.Соколова « Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет»

    - «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего 

       возраста». Под редакцией Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера.