Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4824 «Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»

Опубликовано 05.02.2019

 

Захарова Алёна Андреевна
МБДОУ ДСКВ №92,муниципального образования города Братска; г.Братск
должность: воспитатель

«Роль экскурсий в развитии представлений о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте»

Знания  дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Об  этом говорят в своих работах  В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольников в труде» и  Т. А. Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников».  Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом.

Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

В  науке  сложились предпосылки для решения проблемы ознакомления детей с трудом взрослых. Так,  в работах В. И. Логиновой «Формирование представлений о труде взрослых» представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г.М. Годиной «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности»  и  Р.С. Буре «Организация труда детей и методика руководства. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса.

Экскурсии – как форма познавательного развития детей, через которую, прежде всего, решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие» (пункт 2.6. ФГОС ДО):

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Образовательной области «Речевое развитие»

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

И вместе с тем современная практика дошкольного образования далеко не всегда последовательно и систематично использует экскурсии как средство развития представлений о труде взрослых у старших дошкольников, часто ограничиваясь плановыми занятиями в рамках ДОУ.

На начальном этапе исследования , изучив основы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста, выделила задачи знакомства с трудом взрослых детей дошкольного возраста:

−      ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями

−       привить любовь к трудовым усилиям,

−      сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.

−       сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Организуют экскурсии и для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с яркими общественными событиями и явлениями.

Основное значение экскурсий заключается в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим основным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно возникает по ходу экскурсии.

Для определения уровня сформированности представлений о труде взрослых использовали диагностику Г.А. Урунтае.

Для осуществления поставленных задач, мы использовали опрос детей.

Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего люди ходят на работу?
  2. Что такое профессия?
  3. Какие ты знаешь профессии?
  4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
  5. Кем работают твои мама и папа?

Далее была проведена дидактическая игра «Составь рассказ». Детям было предложено 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: пожарный, прачка, дворник, врач, повар. Детям предлагалось самостоятельно выбрать картинку с изображением профессии, подобрать к ней орудия труда и составить по ней рассказ.

Для получения более широких исследовательских данных, дающих возможность проанализировать особенности представлений о труде взрослых, мы провели наблюдение за сюжетно – ролевой игрой «Больница» с целью выявления содержательности игрового процесса, выполнения ролевых действий детьми.

Ролевые действия были весьма примитивны и малосодержательны. Прослеживалось отсутствие яркой профессиональной лексики.

На основе проведённой работы, были сформулированы цель и задачи для следующего этапа.

 Цель этапа: формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Задачи: знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира профессий в обществе;

расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей;

формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий;

способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста.

Формы работы:целевые прогулки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры, родительское собрание и консультации для родителей.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

Сложнее представляется организация экскурсий на различные предприятия. Трудности связаны, в основном, с пропускным режимом предприятий и перевозкой детей. Здесь на помощь приходят виртуальные экскурсии.

Тем не менее, нам удалось организовать экскурсии в пожарную часть, Непосредственно перед экскурсиями были проведены беседы по технике безопасности и правилам поведения.

Экскурсия в пожарную часть дала возможность расширить представления дошкольников о профессии пожарников, действиях со спасательным оборудованием. Данная экскурсия вызвала большой интерес у дошкольников (в особенности мальчиков). Была проведена беседа «Профессия — пожарник».

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки как одна из форм работы по ознакомлению детей с  трудом взрослых дала положительные результаты. В результате проделанной работы активизировался словарь детей, обогатился представления детей о социальном мире. У ребят повысился интерес к труду, желание стать участниками тех или иных событий. 

Анализ опытно – педагогической работы показал, что  экскурсии способствуют развитию дошкольников, стимулируют проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации.

Таким образом, работа исследования позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.