Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4825 Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет"

Опубликовано 05.02.2019

Салова Екатерина Сергеевна
МДОУ "Детский сад №7", г. Ярославль
воспитатель

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев”

В.А. Сухомлинский

 

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

 

Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

 

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

 

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

 

7. Подготавливает руку к письму.

 

8. Поднимает настроение ребенка.

 

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики, я ставлю для себя следующие цели и задачи:

 

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

В своей работе я использую комплекс игр и упражнений по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

  1. 1.    Массаж ладоней и пальчиков рук

 

      Оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

 

Ежик в руки мы возьмем,

Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол,

Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем …

Потом ручку поменяем.

 

  1. 2.    Пальчиковые игры

Пальчиковые и жестовые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

 

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём

 

  1. 3.    Продуктивная деятельность.

Рисование и лепкаспособствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; развитию мелкой моторики рук, благотворно влияют на нервную систему.

 

 

Рисование манкой (и другими мелкими крупами)

Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка, но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а следовательно и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на психике ребенка -как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.

 

 

«Планшет для рисования»

 

     Что это такое? Это обычная папка с молнией, заполненная прозрачным гелием, блёстками, паетками и т.п. Молния не только закрыта, но и обязательно должна быть хорошо проклеена! Ребёнок пальчиком может рисовать на этом импровизированном планшете с огромным удовольствием.

 

  1. 4.    Игры с прищепками.

Развивают координацию, ловкость, умение соотносить предметы по цвету мелкую моторику рук. Цель:научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).

 

 

 

5. Игра «Поймай рыбку»

 

Эта весёлая и увлекательная игра познакомит детей с водными жителями, поможет развить зрительное восприятие, произвольное внимание и мелкую моторику.

 

Ловись рыбка мала и велика…

 

 

6. Игры с пуговицами, молниями, липучками

 

Открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно –моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. Отлично способствуют овладению навыками самообслуживания.

 

 

7. Шнуровки

 

Развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют, пониманию понятий «вверху»«внизу»«справа»«слева»,развитию речи.

 

 

 

8. Выкладывание из счетных палочек.

Вот квадратик, треугольник,

Получился целый домик!

 

9. Сухой пальчиковый бассейн

Сухой бассейн – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков. А главное, такие занятия очень нравятся деткам!

     Как его сделать? Очень просто! Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25 см, высотой 12-15 см и заполните её на 8 см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Добавьте какие-нибудь мелкие предметы или игрушки. Итак у вас готов замечательный массажёр.

Такой массажёр используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев рук, ладоней. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные предметы или игрушки

 

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

 

10. Мозаика

 

     Способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, концентрации внимании, сообразительности и творческих способностей ребёнка, зрительного восприятия

Мы сегодня не гуляли

Мы в мозаику все играли

 

 

11. Конструкторы и наборы строительных материалов

 

 Эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм.

 

 

 

 

12. Вкладышами, пирамидки.

 

Способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

 

13. Пальчиковый театр

 

Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет занять роль любого героя.

      Пальчиковый театр учит координировать движения рук и пальцев, сопровождать движения пальцев речью, активно использовать в игре воображение, внимание, память и мышление, знакомит с народным творчеством, создаёт положительный эмоциональный фон.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь -учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Спасибо за внимание!

                                  Подготовила Салова Е.С.