Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4828 Конспект по исследовательской деятельности «Тайны воды» Для детей в подготовительной группе (по методу А.И.Савенкова). Первое тренировочное занятие

Опубликовано 05.02.2019

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение « Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад»

 

Конспект  по исследовательской деятельности

«Тайны воды»

Для детей в подготовительной группе

(по методу А.И.Савенкова).

Первое тренировочное занятие

 

                                                                                                   Составила: воспитатель

Черепанова И.В

 

 

Программное содержание:

Цель:Развивать  навык  исследовательского  поведения  и  обработки  полученного материала. 

Задачи: 

1.  Познакомить детей с этапами исследования объекта. 

2.  Формировать  умение  задавать  вопросы,  планировать  предстоящую

деятельность,  делать  выводы  и  умозаключения,  классифицировать 

полученную информацию.

3.  Закреплять знания детей о воде, ее свойствах. 

4.  Приобретение детьми новых знаний о воде. 

 

Материал  и  оборудование:

Обращение Незнайки, карточки  с  символическими изображениями  «методов  исследования»,  карточки  с  изображением  тем,  папка юного исследователя,  карандаши,  льдинки  для  наблюдения,  оборудование  для проведения  опытов    (прозрачные  ёмкости,  сахар,  монетки,  краски,  кисточка, салфетки,  кувшин  с  водой),    листок  бумаги  размером  А3 с конвертиками,  детские энциклопедии с информацией про воду, головной убор академика, мантия.

 

 

Ход НОД

1.Психологический настрой (1 мин)

Игра «Если любишь ты приветы, делай так.

Мы приветы очень любим,

Никогда скучать не будем.

Если любишь ты приветы, делай так.»

2.Вводно-организационный этап (1 мин)

Дети садятся на стулья полукругом.

Ребята- «Сегодня когда я пришла на работу, то увидела на столе конверт и в нем лежала флэшка». Как вы думаете, что  может быть на этой флэшке? Посмотрим!

 

3. Мотивационно-побудительный этап  ( 1  мин).

Смотрите,   нам пишет Незнайка. Он грустный почему-то? Незнайка, обратился к нам за помощью «Понимаете, Знайка согласился принять меня в клуб ученых, если я составлю доклад на одну из названных им тем. А как это сделать я не знаю. Вы часто мне помогали в трудных ситуациях, вот и в этот раз, я решил попросить у вас помощи.  Помогите мне, пожалуйста, я посмотрю, как это сделаете вы и научусь. Очень хочется попасть в клуб ученых малышек».

  Поможем  Незнайке? 

Сегодня, дети,  мы будем пробовать проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Давайте расскажем Незнайке, кто такие ученые (Люди,  которые  проводят  исследования,  опыты,  наблюдения, открывают  для  всего мира, что-то новое).

4.Выбор темы (1 минута)

Для начала нам нужно выбрать тему. 

На столе, воспитатель располагает картинки с темами: «магнит»,  «вода», «песок», «луч света».

Ой ребята, а это что за загадка?

Совсем забыл. Тема следующей конференции – это отгадка этой

загадки. Но у меня не получилось отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Итак, уважаемые ученые , тема нашего исследования – вода.

С чего же нам начать? 

4.1 I этап исследования (5 минут)

 Ребята, а в конверте как раз  карточки исследователей, на которых есть

картинки - подсказки с методами исследования. Может, они нам помогут?

Давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную

исследовательскую работу. А мы им будем с вами  помогать. 

Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить  о  ней  сообщение  -  небольшой  доклад.  Для  того  чтобы  выполнить  эту работу,  надо  исследовать  все,  что  можно,  собрать  всю  доступную  информацию  и обработать ее. Как это можно сделать? Где и как вы узнаете то, что вам интересно?

Карточки  с  обозначением  методов  исследования,  это  -  план  нашего  будущего исследования. Теперь  нам  надо  сделать  наш  план  более  строгим  и последовательным. Давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

4.2 Сбор материала. (1 минута)

 Прежде,  чем  приступить к  этой  работе,  мы  с  вами  договоримся,  как будем  фиксировать  информацию  и  полученные  сведения.  Конечно,  сведения  можно просто  запоминать,  но  это  трудно,  поэтому  лучше  сразу  пытаться  их  схематично зарисовывать  на  маленьких  листочках,  при  помощи  символов-  значков.  Листочки  со значками складываем в кармашки папки  исследователя.  Я  буду  вашим  консультантом,  а  вы  должны  будете  собрать  всю  информацию, связанную с нашей темой.

5. Методы; (10 минут)

1.«Подумать самостоятельно».   

Вспомните, что вы знаете  о воде ?

Вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает.

Вода прозрачная, не имеет вкуса. 

2. «Спросить у другого человека». 

Кто скажет нам, какой следующий метод? Правильно,  «Спросить у другого человека».  Кому  вы  можете    задать  вопросы?    Из  разговора  они узнали,  что  вода  занимает  80%  планеты,  рассмотрели  глобус,  а  также напомнила о круговороте воды в природе.

3. «Посмотреть в книге». 

А сейчас посмотрите, следующий метод «посмотреть книгу». Поищим самую интересную и полезную информацию в энциклопедии. Из книг  дети узнали, что  вода необходима всему живому на  земле, вода нужна людям,  животным,  растениям.  Вода  широко  используется  людьми  в  разных отраслях.  

6.Динамическая пауза «Буратино» (1 мин)

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещѐ раз повторили. (Наклоны в стороны.)

Приседаем мы по счѐту, Раз- два -три- четыре- пять.

Это нужная работа — Мышцы ног тренировать. (Приседания.)

А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

 

4.Наблюдение за сосульками  за окном. (1 минута)

Почему тает лед? Вода бывает в природе в трех состояниях: жидкое, твердое, газообразное. Лед  тает  в  руках,  прозрачный,  образуется  вода. .

7. «Провести  эксперимент» (5минут)

Эксперименты: Возьмите  стакан  с  водой,  который  стоит  у  вас  на  столе  и  аккуратно  перелейте воду  в  пустой  стакан.  Что  происходит?   Почему?  Итак, вода - жидкая, потому что ее можно перелить из одного сосуда в другой.  Посмотрите, у  вас  на  столах находятся разные предметы,  что  это  за  предметы?

Давайте  посмотрим на  воду  в  нашем  стакане,  а  теперь  перельем  воду в  пустой маленький  стакан,  что  произошло?   Сейчас  возьмите  тарелку  и перелейте воду из стакана в тарелку, что произошло? А кто мне скажет, какую форму имеет вода? Вода без сосуда не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в который её переливают.

Развитие мелкой моторики рук (1 мин.)

Море волнуется — раз,

Море волнуется — два,

Море волнуется — три,

На месте волна замри.

Возьмите  прозрачную  баночку,  перелейте  в  нее  воду  и  посмотрите  в баночку. Что мы видим? А  теперь  опустите  в  баночку  монетку.  Что  мы  видим? Вода не имеет цвета, она прозрачная. 

А сейчас возьмите баночку с водой и понюхайте воду, чем она пахнет?  Вода не имеет запаха.  Ребята, а у воды есть вкус?  У воды нет вкуса. 

Давайте сейчас мы возьмем нашу емкость с  водой и аккуратно разольем воду в два  стакана.  В  один  стакан  мы  добавим  щепотку  песка  и  постараемся  размешать. Что произошло?

В другой стакан мы добавим щепотку сахарного песка. Что мы видим?  А какие вещества еще растворяются в воде?   Ну  и  последнее,  что  мы  с  вами  сделаем   добавим  акварельные  краски.  Что произошло? Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. 

8.Доклад. (1 минуты)

Наши исследователи сейчас сделают сообщение о воде. Все остальные слушайте рассказ, а после доклада зададите вопросы. После выступления исследователей, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. 

9.Заключительная часть. (1 минута)

  А  теперь  давайте  подведем  итог  нашего    исследования.  Что  вы узнали нового, о чём не знали раньше?

Молодцы  ребята,  вы  очень  помогли  Незнайке,  ваши  листочки  с  зарисовками  он заберет с собой и успешно сделает свой доклад.

10. Рефлексия

Незнайка благодарит детей, и предлагает показать фокус с водой.