Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4841 Методическая разработка "Масленица"

Опубликовано 10.02.2019

Варигина Анна Александровна
МБДОУ "Детский сад №13", г. Иваново
Воспитатель

Методическая разработка "Масленица"

 

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

 

Новизна проекта:

Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

 

 

 

Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

 

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

 

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 день).

 

Участники проекта:

Дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители.

Формы организации:

 

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».

– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

– Рисование «Солнышко лучистое».

– Заучивание заклички на блины:

«Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

– Лепка: «Испеки блины на сковороде»

– Аппликация: «Солнышко лучистое».

– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».

– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

-  Развлечение: «Ай, да Масленица»

 

Работа с родителями:

– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

– Консультация для родителей: «Масленица широкая».

– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.

 

Ожидаемый результат:

– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

– Получение представлений о народных играх, обрядах;

– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

 

Этапы проекта.

 

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

 

1. Создать условия для формирования интереса к празднику.

2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

4. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

5. Привлечь родителей к участию в проекте.

 

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

 

1. Знакомство с традициями, особенностями праздника Масленица.

2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

3.Разучивание хороводных игр.

4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».

5. Лепка: «Испеки блины на сковороде»

6. Рисование: «Солнышко лучистое».

 

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

 

1.Организовать для родителей выставку детских работ.

2.Организовать фотовыставку «Наша масленица».

3. Организация и проведение развлечения ««Ай, да Масленица» с последующим чаепитием.

 

Используемая литература:

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.

5. Интернет ресурс www.maam.ru

 

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №13»

 

 

Проект по теме:

«Ай, да Масленица!»

 

 

Подготовили воспитатели: Болдырева З.П.

Буховская О.Ч.

Варигина А.А.

 

 

 

Иваново 2018

Развлечение «Ай да, масленица» во второй младшей группе

 

Дети с воспитателем идут к месту проведения праздника. Их встречает Ведущая.

При проведение каждой игры использовалось музыкальное сопровождение.

 

Ведущая

 -  Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!

Объявляем нынче мы, праздник – Проводы Зимы!

Масленицу открываем, веселье начинаем!

Чтобы с зимой проститься

Надо слепить снежки.

 

Дети по показу ведущего выполняют движения.

 

Логоритмика «Мы с тобой снежки лепили»

 

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежки слепили.

Круглый крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз подбросим. Два поймаем.

Три уроним. И сломаем.

 

Ведущая:

 - Молодцы. А загадки умеете отгадывать? Тогда слушайте.

 

Дети отгадывают загадки про времена года.

 

Ведущая:

- Правильно, все загадки отгадали.

Молодцы, ребята. Хотите со мной в гости к моему другу Мишке косолапому сходить? Давайте громко в ладоши похлопаем, ножками потопаем, крикнем: «Мишка-мишенька вставай!»

 

Дети хлопают и топают, появляется Медведь.

 

Ведущая:

-  Чтобы мишка не сердился предлагаем ему вместе с нами поиграть в веселую игру.

 

Проводится игра «Догони нас, мишка».

 

Ведущая:

- Никого наш мишка не поймал.

 

Медведь пляшет, дети ему хлопают и выполняют движения. (хоровод)

 

Бурый мишка топотал. (пляска)

 

1. Бурый мишка топал, топал, топал.

Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем

И весело потопаем, потопаем, потопаем.

 

2. Бурый мишка приседал, приседал, приседал

Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем

И весело потопаем, потопаем, потопаем.

 

3. Бурый мишка закружился, закружился, закружился.

Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем

И весело потопаем, потопаем, потопаем.

 

Ведущая:

- Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели!

 

Дети катаются на карусели.

 

Подвижная игра «Карусель»

 

Ведущая:

 - И собрался наш мишка уходить с нашего веселья, а мы его не пустили, потому что мы еще главное не сделали.

 

Мы блинов давно не ели!

Мы блиночков захотели!

Весна-весна! Приходи быстрее к нам.

 

Весна:

-  Здравствуйте, ребята!

Для веселой детворы

Испеку сейчас блины!

А вы мне помогайте.

 

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

 

Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки.

Тесто жмём, жмём, жмём!

Мы блиночки испечём! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки. -2 раза.

И как по волшебству блиночки появились.

 

Угощают детей. Прощаются с гостями, уходят в группы.

 

Ведущая

- Родители наших детей тоже поучаствовали в нашем празднике и испекли для нас вкусные блины. И блинов получилось столько много, что мы их начали есть за завтраком, ели на улице, а еще остались и на полдник.