Варигина Анна Александровна
МБДОУ "Детский сад №13", г. Иваново
Воспитатель
Методическая разработка "Масленица"
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта:
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Вид проекта: групповой, игровой, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 день).
Участники проекта:
Дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители.
Формы организации:
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
– Рисование «Солнышко лучистое».
– Заучивание заклички на блины:
«Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет».
– Лепка: «Испеки блины на сковороде»
– Аппликация: «Солнышко лучистое».
– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
- Развлечение: «Ай, да Масленица»
Работа с родителями:
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
4. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
1. Знакомство с традициями, особенностями праздника Масленица.
2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
3.Разучивание хороводных игр.
4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
5. Лепка: «Испеки блины на сковороде»
6. Рисование: «Солнышко лучистое».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
1.Организовать для родителей выставку детских работ.
2.Организовать фотовыставку «Наша масленица».
3. Организация и проведение развлечения ««Ай, да Масленица» с последующим чаепитием.
Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
5. Интернет ресурс www.maam.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №13»
Проект по теме:
«Ай, да Масленица!»
Подготовили воспитатели: Болдырева З.П.
Буховская О.Ч.
Варигина А.А.
Иваново 2018
Развлечение «Ай да, масленица» во второй младшей группе
Дети с воспитателем идут к месту проведения праздника. Их встречает Ведущая.
При проведение каждой игры использовалось музыкальное сопровождение.
Ведущая
- Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!
Объявляем нынче мы, праздник – Проводы Зимы!
Масленицу открываем, веселье начинаем!
Чтобы с зимой проститься
Надо слепить снежки.
Дети по показу ведущего выполняют движения.
Логоритмика «Мы с тобой снежки лепили»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежки слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим. Два поймаем.
Три уроним. И сломаем.
Ведущая:
- Молодцы. А загадки умеете отгадывать? Тогда слушайте.
Дети отгадывают загадки про времена года.
Ведущая:
- Правильно, все загадки отгадали.
Молодцы, ребята. Хотите со мной в гости к моему другу Мишке косолапому сходить? Давайте громко в ладоши похлопаем, ножками потопаем, крикнем: «Мишка-мишенька вставай!»
Дети хлопают и топают, появляется Медведь.
Ведущая:
- Чтобы мишка не сердился предлагаем ему вместе с нами поиграть в веселую игру.
Проводится игра «Догони нас, мишка».
Ведущая:
- Никого наш мишка не поймал.
Медведь пляшет, дети ему хлопают и выполняют движения. (хоровод)
Бурый мишка топотал. (пляска)
1. Бурый мишка топал, топал, топал.
Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем
И весело потопаем, потопаем, потопаем.
2. Бурый мишка приседал, приседал, приседал
Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем
И весело потопаем, потопаем, потопаем.
3. Бурый мишка закружился, закружился, закружился.
Мы ему похлопаем, похлопаем, похлопаем
И весело потопаем, потопаем, потопаем.
Ведущая:
- Продолжаем мы веселье, все бегом на карусели!
Дети катаются на карусели.
Подвижная игра «Карусель»
Ведущая:
- И собрался наш мишка уходить с нашего веселья, а мы его не пустили, потому что мы еще главное не сделали.
Мы блинов давно не ели!
Мы блиночков захотели!
Весна-весна! Приходи быстрее к нам.
Весна:
- Здравствуйте, ребята!
Для веселой детворы
Испеку сейчас блины!
А вы мне помогайте.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём! - очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки.
Тесто жмём, жмём, жмём!
Мы блиночки испечём! - руками совершаем движения, как будто лепим снежки. -2 раза.
И как по волшебству блиночки появились.
Угощают детей. Прощаются с гостями, уходят в группы.
Ведущая
- Родители наших детей тоже поучаствовали в нашем празднике и испекли для нас вкусные блины. И блинов получилось столько много, что мы их начали есть за завтраком, ели на улице, а еще остались и на полдник.