Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4844 Сообщение-доклад "Развитие логического мышления с помощью палочек Кюизенера"

Опубликовано 10.02.2019

 Карташова Екатерина Александровна
ЦРР МДОУ детский сад №8 "Светлячок"
Московская область, Г.О. Подольск
воспитатель
Сообщение-доклад "Развитие логического мышления с помощью палочек Кюизенера"
 

 

                                                                                           «Научные понятия человеком   не усваиваются и не заучиваются, а складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»                        

                                                                                                                   Л.С. Выготский

 

       Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики

(Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного образования.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные:

     - приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

      - формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

     - формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений (УУД);

     - овладение математической терминологией;

     -развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

             Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 

Актуальность

         Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы мне ……….            многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.

                  В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Для  развития у детей математических способностей бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа».

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного  счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
  • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

 

                В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

                К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.

 

 

   Исходя из вышесказанного, цель  нашей работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера в старшем дошкольном возрасте. В настоящее время, я начала использовать данное пособие в старшей группе.

   Реализация поставленной передо мной  цели предполагает решение следующих задач:

- формирование познавательной мотивации обучения;

- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;

- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

 

Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» будут способствовать развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:

-  при отборе и структурировании содержания материала, разработке форм его предъявления руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка;

 -  обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку при ознакомлении с материалом;

 -  реализовывать деятельностный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.

 Для реализации своей деятельности, я определила для себя следующие этапы работы для развития логики и мышления детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проведения работы:

1 этап. Диагностический

-  Изучение научно-методической литературы по данной теме.

 

-  Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «От рождения до школы» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий. По форме проведения диагностики - педагогический мониторинг.

-  Отбор и структурирование содержательного материала: игры и упражнения.

-  Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.

 - Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы), игровых интегрированных занятий.

-  Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.

 

2 этап.

 Реализация перспективного плана в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей:

подгрупповая работа с демонстрационным материалом;

индивидуальная работа с детьми;

фронтальная форма организации работы с детьми;

самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

сюжетно — ролевые игры с математическим содержанием.

         Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности (не учебных). Поэтому построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми – игровых.

         На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

 

           На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

        Помимо использования развивающих видов деятельности на практическом этапе, видоизменялись и сами этапы: в каждом виде деятельности я старалась увеличить долю самостоятельности детей, снимая тем самым элемент навязывания и поддерживая внутреннюю мотивацию. В совместной деятельности с детьми я старалась сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).Так в образовательный процесс вносился личностный акцент.

          Формулировка заданий предполагала выполнение действий детей на основе самостоятельного речевого планирования с опорой на наводящие вопросы (каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось рассказать, что и как он будет делать). Это помогало детям осмыслить действия (осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения), ориентировало не столько на результат (полученные знания), сколько на способы его достижения. Таким образом, в образовательный процесс вносился системно-деятельностный акцент.

        Содержательной основой являлись развивающие игры и упражнения. Их отбор был осуществлен с учетом возрастных возможностей детей, уровня их развития и индивидуальных особенностей. Также я учитывала их уровень сложности (наличие постепенно усложняющихся способов действия и результатов).

        При проведении игр, организации практической и творческой деятельности детей, в конспекты занятий систематично включались упражнения, направленные на становление важнейших универсальных учебных действий (УУД), которые соответствуют определенным направлениям развития детей: речевые умения и способности, связанные с регулятивными, коммуникативными, коммуникативно-личностными и рефлексивными функциями речи; умения, связанные с выполнением знаково-символических действий и выполнением действий во внутреннем умственном плане, а также простые логические умения и способности. Освоение детьми каждого умения было организовано в несколько этапов.

           Более подробно я хотела бы остановиться на работе по формированию обобщенных учебных умений, связанных инструкции. Формирование умения работать по инструкции тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий. Как мы раньше понимали это умение – «задать» ребенку отдельные действия, оценить их и скорректировать. Вместо того, чтобы вместе с ребенком рассмотреть суть предстоящей деятельности, спланировать её, сформулировать инструкцию, научить отслеживать соответствие ей хода и результатов работы. Освоение детьми этого навыка может быть организовано в несколько этапов в доминанте от простого к сложному. Для детей до 5 лет инструкция составляется из 1-3 простых действий, каждое действие четко выделяется, обращается внимание на необходимость соблюдения инструкции.

               На 2-ом этапе вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа с детьми проводилась со знакомым материалом, использовались наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).

               3-ий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если…, то…) и задания для самопроверки (инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше – справа).

               На следующем этапе детям не дается четкой инструкции, их задача – выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета (инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).

              На 5-ом этапе ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесь используются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку. Дети любят делиться опытом и адресатами таких инструкций-помогалок являются их родители.

В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Создали уголок математики, где дети находят себе игру по душе. Эти игры мы планируем  и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, развивать логику и мышление.

   Вместе с моей коллегой, было разработано перспективное планирование на учебный год. Основываясь на разработанный план, мы каждый день включаем математические задачи задачи в свой календарный план работы, которые проходят в режимных моментах (цитаты, потешки, скороговорки), индивидуальной работе (дидактическая, развивающая игра), подгрупповой (беседы, викторины), самостоятельной деятельности детей, трудовой активности.

        Планируя работу на месяц, я отбираю  из картотеки нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, , упражнения, игры для детей) и выстраиваю их в определенной последовательности.

  При разработке содержания каждого занятия учитываю постепенное усложнение программных задач, их значимость на данном этапе обучения, важность повторения определенного материала и т. д.

В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы  работаем в тесном контакте друг с другом и  стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся нарушений в развитии ребенка:

    -  инструктор по физкультуре - проводит физкультурные занятия, следит за правильной координацией движений. Здесь дети встречаются с математическими отношениями:

 --    сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая;

    - также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток;

-  при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгай 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы») ;

-  проведение подвижных игр математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

 

 

 

     Взаимодействие детского сада и семьями воспитанников является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию логики и мышления  дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

 

Одна из основных целей нашей работы: повышение уровня математического развития детей  дошкольного возраста через организацию взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

    Работа с родителями нами была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

- организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;

- разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;

- оформление папок-передвижек, информационного стенда;

- индивидуальное консультирование.

 

     Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.

     Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию математического развития дошкольников.

    В ходе нашей работы,   исходя из полученных данных первичного и обследования и  в  наших наблюдениях за успехами детей в течение первой половины года, мы получили неплохие результаты.

   Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.

 

   - Сформировалась  познавательная мотивация обучения и приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  - дети научились обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

  - у большинства детей сформировалось вариативное и образное мышление, фантазии, творческое воображение;

  - дети стали более любознательнее, самостоятельнее,  и все больше проявляют инициативу.

 

   В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:

- Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.

- Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).

  • Разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера).
  • Подобрать рекомендации по обогащению ПРС группы по математическому развитию с учетом активного использования в педагогическом процессе развивающих технологий.
  • Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Цветные числа».

 

      Развивающая игра - Палочки Кюизенера - хороший помощник  для педагогов и родителей, которые хотят: совершенствовать мыслительные способности детей, развивать навыки конструктивной деятельности, улучшать на порядок внимание, умение - организоваться, собраться, действовать самостоятельно.

В ходе проектной деятельности в детском саду, дети средней группы конструировали из палочек Кюизенера различных птиц, опираясь на свой собственный опыт и свои представления о птицах. Возраст детей от 4 до 5 лет.

               С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поуп-ражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими дей¬ствиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каж¬дый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину».

 С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

          Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа, кратные двум, «семейство зеленых» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

 

 

    Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

 

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

 

1. Выложи  палочки  на  столе,  перемешай  их.  Покажи  по  очереди  красную, синюю,  зеленую,  желтую,  коричневую,  белую,  черную,  оранжевую,  голубую, розовую палочки.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.

7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы,

гараж и т.д.

8. Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу.

Получился  поезд.  Составь  поезд  из  белой  и  синей;  красной,  зеленой  и  синей, голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

9. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по

длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине?

10. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. По ставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Задания 

- Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?

- Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).

- Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Задания 

- Выложите высокий (низкий забор), лесенку

- Выложите любое  изображение

На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.

Когда ребенок освоит комплект палочек, они  выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических       понятий.  
Задания

- Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.

- Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

- Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной

- Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. 

- Выложите голубую и  розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

 

 

Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.

- Выкладывайте  палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.

- Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?

-  Положите   синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.

Задания

  • Выложите из красных палочек квадрат и  прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
  • Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
  • Выложите   четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

 

 

Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является  развитие  количественных представлений и освоение  счета.

Задания

- Выложите  лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно. 

- Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.

- Найдите  палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.

- Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

-  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.