Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4860 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА.

Опубликовано 15.02.2019

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА.

Гридина Л.В., воспитатель

Детский сад № 52

г. Красноярск

 

Известный детский психолог О. М. Дьяченко писала, что способности имеют непреходящее значение для человека, они обеспечивают ему успешность в различных видах деятельности и помогают быстро приобретать необходимые знания, умения и навыки.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:

1.       Интеллектуальная.

2. Академические достижения (чтение, математика, естествознание).

3.       Художественная деятельность (изобразительное искусство, музыка).

4.       Двигательная деятельность.

Именно высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим людям и явлениям жизни в культурно выработанных формах.
Многие ученые сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования (К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Н. С. Денисенкова, Т. В. Доронова, Л.Б. Шнейдер и др.), в современном российском обществе семья проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, какую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс.

Одним из основных условий развития  способностей дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему и развитие креативности.

Результаты развития творческих способностей ребенка могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте.

Единая позиция педагогов  и родителей в понимании перспектив развития  ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития  способностей детей.  Благодаря общению со взрослыми у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое» самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью.

Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу.

Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей,  приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них  слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития.

Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет скудное воображение, низкую познавательную активность. Кроме того он не уверен в себе. Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.

Другим важным фактором, оказывающим влияние на развитие способностей, является стиль детско-родительских отношений. Безусловное принятие и любовь – обязательное условие благоприятного интеллектуального, личностного и социального развития ребенка. Этот тип отношений характеризуется тем, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, симпатизирует ему.

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления способностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.). Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители  могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых), можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника. Иградает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей).

Существует масса разнообразных форм работы с семьей. Условно их можно разделить на традиционные и инновационные. К традиционным методам мы отнесем всем известные родительские собрания, индивидуальные консультации, анкетирование, размещение актуальной информации на стендах, педагогические гостиные. Все эти формы активно используются во всех дошкольных учреждениях. В нашем детском саду мы успешно внедряем такие инновационные формы работы как:

  1. Семейные творческие конкурсы, например, «Цветочные фантазии» - творческий вечер, где дети совместно с папами изготавливали сюрприз для мам к предстоящему празднику «Дню матери».
  2. Семейные квесты, например, «Детский сад глазами ребенка», где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по студиям детского сада, выполняя различные творческие задания. В результате этого у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается в детском саду и как он развивается каждый день.
  3. Семейные праздники, предусматривающие подготовку домашнего задания, например, «Праздник птиц», к которому предполагалось изготовить дома кормушку для птиц или «паспорт птицы».
  4. Размещение на сайте детского сада информации о мероприятиях, а также творческих заданий для детей и их родителей.
  5. Семейный мастер-класс по изготовлению поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп». Здесь родителям и детям было предложено пофантазировать и совместными усилиями создать осеннюю творческую композицию, после чего воспитатель продемонстрировал возможные способы и приемы работы с природным материалом и в завершении предложил уже всем вместе создать одну большую композицию, используя полученные знания и опыт.
  6. Изготовление портфолио ребенка. Таким образом,  можно узнать о тех особенностях и склонностях ребенка, которые на фоне суетливых будней оказались просто незамеченными. Кроме того, процесс создания портфолио  сближает семью, создает положительный эмоциональный фон.

Вся проводимая нами работа значительно улучшает процесс взаимодействия детского сада и семьи, помогает родителям и педагогам лучше понять интересы и склонности детей, прийти к единым требованиям в воспитании и развитии их способностей.

 

Библиографический список:

  1. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное воспитание. 2012, №2.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ – М.: Просвещение, 1980.
  3. Метейчек З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992.
  4. Пастухова И.О. Создание пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. Изд. «ТЦ СФЕРА», 2007.
  5. Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007, №6.