Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4867 Статья для педагогов и родителей "Эмоциональное развитие конфликтных детей".

Опубликовано 17.02.2019

Вердян Диана Севаковна
МДОУ д/с "Лучик"

г. Балашов
Воспитатель


Статья для педагогов и родителей "Эмоциональное развитие конфликтных детей". 

 

 

В данной статье рассмотрена проблема эмоционального рзвития конфликтных детей. Эмоционально-личностное развитие ребенка определяет его психическое благополучие и дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я».  

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.[3]

В группе детского сада нередко существуют конфликтные отношения, связанные с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Все это происходит из-за того, что они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Изучением конфликтного поведения, конфликтных отношений в дошкольном возрасте занимались Е.Д.Белова, А.Н. Белкин, В. П. Иванова и др.

Эмоции и чувства - это специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах – это значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Высший продукт эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. [1]

 

Конфликтные дети – это дети с повышенной агрессией, которые наносят физический или психический ущерб другим детям.  Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. [2]

Находясь в  состояние агрессии, ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Среди  факторов, провоцирующих агрессивность  обычно выделяются: особенности семейного воспитания; образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников; уровень эмоционального напряжения и фрустрации и пр.

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, дети склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. При обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия, как в характере поведения, так и в психологических характеристиках. [3]

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 4 группы, которые различаются:

• по внешним поведенческим проявлениям агрессивности (по частоте и степени жестокости агрессивных действий);

• по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности);

• по уровню развития игровой деятельности;

• по своему социальному статусу в группе сверстников.

 Опираясь на  положения  М.И. Лисиной, нами рассмотрено общение, как  субъект-субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. [3] Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам конфликтного поведения.

Повышенная агрессивность детей, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие: привлечение к себе внимания сверстников; ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство; защита и месть; стремление быть главным; необходимость овладения желанным предметом.[3]

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие: игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны; отказ в чём-то нужном и желанном; неуважительное отношение со стороны других; успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы. Повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Демонстративность - устойчивая личностная особенность, выражающаяся в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами, а отношения между детьми являются средством самоутверждения. Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.

Эмоциональное развитие дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, следовательно интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. По мнению П.М. Якобсона, чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства.[2]

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. [2]

Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. [1]

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других. [1]

В 5- 7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам. Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.[1]

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить способы взаимодействия с детьми в разрешении конфликтов: развитие у ребенка навыков общения, ведущие к сближению; оценивание совершенного поступка, а  не личность ребенка; высказывание своего мнения так, чтобы быть услышанным; формирование готовности к самостоятельному разрешению конфликтов; устранении борьбы за власть; управление своими эмоциями; вырабатывание альтернатив, привлекая детей к совместному творческому поиску.[4]

Помимо этого, необходимо применение следующих упражнений, направленных на обучение способам разрядки гнева:

-комкать и рвать бумагу;

-бить подушку или боксерскую грушу;

-топать ногами;

-громко кричать, использовать стаканчики  для  крика;

-рисовать и скомкать после бумагу;

-втирать пластилин в бумагу;

- мишени;

-коробочки добрых дел;

-мешочки настроений.

Для снятия напряжения необходимы уголки уединения(шатер, палатка).

Для обучения бесконфликтному общению нужны эмоционально-развивающие игры:

-коврик дружбы, подушка  примирения;

-игра «Что такое хорошо, что такое плохо», «Азбука настроений»

-доска настроений.

Таким образом, эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении у детей, может приводить к различным типам конфликтного поведения, которые, при правильном подходе, можно нейтрализовать, применяя определенный комплекс мероприятий.

 

Ключевые слова:

эмоциональное развитие; конфликтные дети; демонстративность;

межличностные взаимоотношения; агрессивные дети; обидчивость.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Калишенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками / В. Колишенко // Дошкольное воспитание. № 7. 1990. С. 12-14.
  2. Изотова, В.Н. Эмоциональная сфера ребенка / В.Н. Изотова, Е.В. Никифорова. – М., 2004. –288 c.
  3. Буртовая, Е. Конфликтология: учебное пособие / Е. Буртовая. М.: Юнити, 2003. 512 с.
  4. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.