Ермакова Екатерина Александровна
БДОУ "Детский сад №176", г. Омск
Воспитатель
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Домашние птицы"
Цель: закрепить у детей знания о домашних птицах, их образе жизни, обогащать и активизировать словарь, продолжать находить заданный звук в словах, развивать навыки диалогической речи, совершенствование навыка рассказывания по серии сюжетных картинок.
Задачи:
- уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни;
- закрепить словарь по теме;
- закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
- учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- формировать связную речевую активность в рассказывании по серии сюжетных картинок;
- развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.
Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, дидактические игры, составление рассказа по серии сюжетных картинок, двигательная гимнастика, сюрпризный момент.
Обогащение словаря: селезень, гусыня, индюшата, утиная, гусиная, индюшиная, кукарекает, кудахчет, гогочет, крякает, пищит, болбочет.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Домашние птицы», перышко, разрезные картинки, аудиозапись голосов птиц, фишки разных цветов, волшебный мешочек, фигурки домашних животных, оборудование для показа презентации.
Предварительная работа: загадывание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов о домашних птицах, дидактические игры.
Ход занятия:
Организационный момент: (создание эмоционального фона занятия)
Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц – полукругом. (Дети строятся полукругом)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро (Дети)
Солнцу и птицам!
- Доброе утро! (Дети)
Приветливым лицам!
- Доброе утро! (Дети)
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! (Приветствуют друг друга)
Основной этап
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла перышко. Смотрите, какое оно красивое, яркое. Это перышко не простое, оно волшебное.
Стоит на него подуть,
И перышко укажет путь –
В какую сторону идти,
Чтоб хозяина найти.
Воспитатель: Интересно, чье же это перышко? Если птица, которая потеряла это перышко, живет в лесу, то какая это птица? (Ответы детей) А если на птичьем дворе? (Ответы детей) Чем отличаются дикие птицы от домашних? (Ответы детей). Конечно, правильно, ребята, а что дают человеку домашние птицы? (Ответы детей). Как человек заботиться о домашних птицах? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята.
Воспитатель: Раз, два три - перышко лети! Куда же перышко летит, посмотрите, ребята.
(На доске макет забора, из-под которого видны лапы петуха, курицы, утки, клюв гуся, хвост и клюв индюка.)
Воспитатель: Кто же это прячется за забором? (Ответы детей) Ребята, а почему вы решили, что это птицы? (Ответы детей). Тогда назовите, пожалуйста, чьи это клюв и лапы. (Дети внимательно рассматривают картинку и называют птичьи лапы - петушиные, куриные, утиные, клюв - гусиный, индюшиный, хвост индюшиный).
Воспитатель: Верно, дети, это перышко от птицы, и оно поможет нам вспомнить все, что мы знаем о домашних птицах.
Раз, два, три – перышко лети! (Перышко падает на стол, на котором лежат жетоны четырех цветов)
Воспитатель: Ребята, возьмите все по одному жетону любого цвета и подойдите к тому столу, на котором жетон такого же цвета. (Дети делятся на четыре группы, подходят к своим столам)
Воспитатель: Волшебное перышко, взмахни, домашнюю птицу собрать помоги. (Дети собирают разрезные картинки) Ребята, какие птицы у вас получились? (Ответы детей: гусыня и гусята, курица и цыплята, утка и утята, индюшка и индюшата) Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а кого не хватает, чтобы получилась семья этих птиц? (Ответы детей: гусь, петух, селезень, индюк) Ребята, а теперь возьмите с моего стола этих птиц и положите на столы к их семье. (Один ребенок из группы берет картинку с изображением самца домашних птиц и добавляет к собранной картинке своей группы) Волшебное перышко, взмахни, семью домашней птицы назвать помоги! (Один ребенок из группы называет семью домашней птицы, которую собрала его группа)
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой у меня волшебный мешочек. Он не простой, а загадочный. Чтобы его открыть и посмотреть, нужно вам отгадать загадки. Я вас всех приглашаю на ковер, рассаживайтесь удобнее и слушайте загадки. А отгадки лежат у меня в мешочке. (Воспитатель загадывает загадку о домашней птице, если дети отгадывают правильно, достает игрушку-птицу из мешочка, показывает ее детям).
Загадки
- Хвост с узорами,
сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок) Какой он? (Ответы детей)
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад (Курица) Какая она? (Ответы детей)
Жёлтые пищат комочки,
Это всё сыны и дочки
Квохчет мама: Ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Не играйте с мамой в прятки.
Детки кто её? … (Цыплятки) Какие они? (Ответы детей)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка) Какая она? (Ответы детей)
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких -
Красные ботинки. (утенок) Какой он? (Ответы детей)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (индюк). Какой он? (Ответы детей)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. – (гусь). Какой он? (Ответы детей)
-Правильно, дети, молодцы, что-то мы засиделись, давайте разомнемся!
Физкультминутка
Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)
Десять маленьких утят.
Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)
Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)
На две группы разделились. (Покружились)
Перышки почистили, (Махи руками)
Головкой повертели. (Повороты головы)
Червячка склевали, (Наклоны вперед)
К речке побежали. (Бег на месте)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Послушайте внимательно, что это? Что за звуки? (Звучит аудиозапись пения птиц: петух, курица, индюк, гусь, утка) Детки, как курочка кричит слыхали? А петушок как голосит? А индюк? А как гусь кричит? А уточка что делает? (Ответы детей: петух – кукарекает, курица – кудахчет, гусь – гогочет, утка – крякает, цыплята пищат, индюк – болбочет). Дети посмотрите на слайд – вот эти птицы. (На слайде изображены птицы и подписаны их названия)
Давайте вспомним, у какой домашней птицы первый звук в названии звук
[г], [у], [к], а где находится звук [а] у этой птицы (утка), а у какой птицы звук [к] в конце, а в середине? (Ответы детей) Молодцы ребята, правильно.
Воспитатель: Дети, я принесла вам интересные картинки, но они перемешались. Волшебное перышко, взмахни, картинки правильно сложи, моим деткам помоги! (Дети раскладывают картинки в правильном порядке) Ребята, я начну свой рассказ, а вам предлагаю продолжить его.
Воспитатель: Таня целое лето жила в деревне у бабушки. Однажды она потеряла своего любимого кота Барсика. Она ходила по деревне и звала его. Кота нигде не было видно. Вдруг девочка увидела, как в траве мелькнул черный хвост Барсика. Таня подошла поближе и обнаружила в траве гнездо с куриными яйцами. Кот Барсик успел выкатить лапой одно яйцо из гнезда...
Кто хочет попробовать продолжить? (Дети составляют рассказ (2-3 человека) по серии сюжетных картинок)
Воспитатель: Какой интересный рассказ у вас получился! Молодцы дети! Заключительный этап. Рефлексия.
Волшебное перышко лети, нас на птичий двор веди! (Воспитатель и дети подходят к забору, открывают ворота, видят красочные макеты домашних птиц) Ребята, вот какое перышко, помогло нам сегодня вспомнить очень многое.
-Дети, что сегодня вы узнали новое или вспомнили?
- Про кого мы сегодня говорили?
- Полезны ли для человека домашние птицы? Чем?
- Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?
Молодцы ребята, вам понравилось наше путешествие сегодня?
-Что понравилось больше всего? Почему?
-Были ли трудности у кого-то? Что было сложно?
Ребята мне тоже сегодня очень понравилось с вами путешествовать, вы молодцы!
Спасибо вам, дети за работу!