МКДОУ "Детский сад №3 "Искорка"
Московская область, Луховицкий городской округ, с. Дединово
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшегодошкольного возраста
СКАЧАТЬ (презентация)
Воспитатель: Ушакова Е.А.
«Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников — «воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» (Чуковский К. И. «От двух до пяти». - М., 1963. - С. 226.).
Актуальность проекта
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта:
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства
(интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём
приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать
художественный образ, следить за развитием и взаимодействием
персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их
собственную театральную деятельность
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
7. Пробудить интерес детей к театру.
8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, куклавождения).
9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умении преодолевать комплексы.
11. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
12. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
13. Знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовлении атрибутов к играм.
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Целевая группа проекта: проект предназначен детям старшей группы.
Основные формы реализации проекта:
* Анкетирование родителей.
* Речевые и дыхательные упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом)
художественный образ.
3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в
играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении
художественных произведений и т. д.
4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя
художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
5. После просмотра спектакля оценить игру актёра (актёров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.
6. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя
самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки)
Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры - импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей
* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи с родителями.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок театрализованной деятельности.
* Изготовить маски и атрибуты.
* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
* Сделать подборку театрализованных игр.
Методическая копилка:
* Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
* Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.
* Сценарии развлечений и досугов.
* Подобрать и оформить методический материал по театру.
Работа с родителями:
Консультации:
- «Театр в жизни ребёнка»
- Педагогический всеобуч родителей по театрализованной деятельности Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
- Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
- Круглый стол «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности
- Консультация «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»
- «Играйте вместе с детьми»
- «Сказкотерапия»
Папка-передвижка «Дети и театр»
Буклет «Как устроить домашний театр для детей»
Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, творческий.
Продолжительность проекта: 9 месяца
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 года – апрель 2018 года.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Исследовательский этап:
- мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков;
- обобщение и анализ полученных данных.
Основной этап: выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Организационный этап
-Разработка проекта: определение целей и задач проекта -утверждение проекта
-Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. Руководителем
- составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей
- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня
- оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.
-Консультация для родителей: «ТЕАТР ДОМА»
-Создание моделей театров в группе совместно с родителями
-Составление списка необходимых материалов для реализации проекта
-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон
-Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок: варежковый театр, изготовление театра из бросового материала (пластиковые и пластмассовые бутылочки, киндер - театр, плоскостной бумажный театр, стаканчиковый и пальчиковый вязанный театры, баночный театр, ложковый театр
- Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей. Обобщающий этап (апрель)
- представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников через презентацию проекта.
Предполагаемые результаты.
- Задействовать детей группы в проекте;
- Познакомить детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для театрализованных игр;
- В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысится компетентность в вопросах воспитания,
- Театрально-игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
- Коммуникативный - возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
- Социальный - в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
-Информационный - в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
- Деятельностный - это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
-Здоровьесберегающий - в самостоятельном регулировании активности, свободном вы-боре позы, длительности и темпа выполнения.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
Сентябрь
Тема: «Мир театра». Цель: Знакомство с понятием театр, знакомство с театральными профессиями.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
1. |
Знакомство с понятием театр |
Дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
|
Знакомство с понятием театр, видами театров, восп-е эмоционально-положительного отношения к театру. |
2. |
Кто работает в театре. «Закулисье». |
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. |
Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. |
3. |
Как вести себя в театре. С/Р/И:«Театр»
|
Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть; воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театр-ных играх |
4.
|
«Учимся быть артистами»
|
Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.
|
Знакомство с новыми понятиями. |
|
Тянут- потянут – вытянуть не могут». |
Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх- этюдах; учить четко произносить слова. |
Раскрепощение через игровую деятельность. |
5.
|
Октября
Тема: «Колобок». Цель: знакомство с пальчиковым, варежковым театром. Инсценировка сказки колобок.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
6. |
Знакомство с пальчиковым театром. |
Развивать интерес к различной театральной деятельности; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. |
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. |
7. |
Мимика |
Артикуляционная гимнастика; скороговорки; игра «Успокой куклу»; отгадываем загадки. Чтение сказки колобок. |
Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность. |
8. |
Сила голоса |
Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо». Распределение ролей сказки колобок. |
Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
9. |
Знакомство с варежковым театром |
Самостоятельная игровая деятельность. Драматизация сказки колобок. Развлекательное занятие. |
Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Показ спектакля в детском саду для младшей группы. |
Ноябрь
Тема: Репка. Цель: знакомство с конусным настольным театром.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
10. |
«Путешествие в осенний лес». |
Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую. моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения. |
Развивать внимание, дыхательной системы, память, образное мышление. |
11. |
Пантомима. |
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек». |
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. |
12. |
Знакомство с конусным настольным театром. |
Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах». «Репка». |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в кукольном театре. |
13. |
Веселое путешествие в сказку. |
Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; развивать воображение, мелкую моторику рук; введение понятия «Скороговорка». Театрализованное представление сказки «Репка». |
Продолжение освоения мимики и жестов с помощью театра. Драматизация сказки. |
Декабрь
Тема: «Три поросёнка». Цель: знакомство с теневым театром. Показ сюжета «Три поросёнка».
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
14. |
Знакомство с теневым театром |
Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». «Три поросенка». |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании |
15. |
Сказка зимнего леса. |
Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки; познакомить детей со сказкой «Три поросенка» расширить знания детей о правилах поведения в театре, развивать фантазию.
|
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. |
16. |
Хоровод зверей. |
Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций; начать отработку показа образов животных с помощью выразительных пластических движений; развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; развивать творчество, воображение и фантазию. |
Развитие технопластики, развитие творчества, воображения и фантазии. |
17. |
Карнавал животных |
Упражнение на развитие воображения: «Таня и мячик» Упражнения на дикцию и артикуляцию: Усядемся на пригорке да расскажем Скороговорки. Репетиция сказки «Три поросенка». Изготовление кукол из носка. Игра «Передай позу». Упражнение «Загадай желание» |
Развитие воображения. Развитие дикции и артикуляции. |
18. |
Слух и чувство ритма. |
Артикуляционная гимнастика;игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»;игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;отгадываем загадки;этюд «Колокола»;игры- диалоги; игра «Чудесные превращения». |
Развитие слуха и чувства ритма |
Январь
Тема: Штоковый театр. Цель: освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
19. |
Театральные игры |
Упражнять артикуляционной гимнастикой; «Что изменилось?», «Поймай хлопок», «Я положил в мешок..», «Тень». «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю». |
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
20. |
Знакомство с куклами- говорунчиками
|
Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД |
21. |
Знакомство со штоковым театром
|
Сочиняем сказку сами. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
Февраль Тема: театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами. Изготовление кукол для театра. Цель: Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
||||
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
|
22. |
Расслабление мышц |
Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры |
Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
|
23.
|
Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. |
Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. |
|
24. |
Театр кукол-оригами. |
Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». |
Ощутить себя «творцами» кукол. |
|
25. |
Чувства, эмоции.
|
Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти;Игра «Заря»; этюд- «Отряхнем руки»; пальчиковые игрыэтюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом». |
Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. |
|
Март
Тема: Театр масок.
Цель: освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Придумывание сценок и сказок самостоятельно.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
26. |
Знакомство с театром масок
|
Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят», «Курочка Ряба». |
Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности |
27. |
Демонстрация театра на фланели.
|
Сочиняем сказку сами. |
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
28. |
Инсценировка шуток-малюток |
Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые |
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
29. |
Культура и техника речи
|
Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти», «Больной зуб», «Укачиваем куклу», «Игра со свечой», «Самолет», «Мяч эмоций». |
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас. |
30. |
Сценическая пластика
|
Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» |
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. |
Апрель
Тема: Репетиция сказки «Красная шапочка». Цель: разучивание сценария.
№ |
Тема занятия |
Цели и задачи |
Результат |
31,32,33,34. |
Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад».
|
Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. |
Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей. |
Заключительный этап
Викторина: «Мы любим сказки».
Итоговый показ: «Путешествие в театр»
Выставка рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».-
Диагностика детей по данной теме