МБДОУ «Детский сад №284»
Сильвачева Анна Александровна
Группа № 4
«Паровозик»
Паспорт
мини-музея
по декоративно-прикладному творчеству
«Нижегородский сувенир»
СКАЧАТЬ (с фото)
г. Нижний Новгород
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Наименование музея: мини-музей «Нижегородский сувенир»
Профиль музея: исторически-познавательный, декоративно-художественный
Цель: познакомить воспитанников ДОУ с разнообразием декоративно – прикладным искусства Нижегородской области, дать представление о цветовой гамме, орнаментах, элементах узорах, о форме изделий, а также о местонахождении центров народных промыслов.
Задачи:
- Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;
- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей, формирование патриотических чувств;
- Способствовать формированию интереса к искусству родного края, знаний и представлений детей о рукоделии; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров;
- Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;
- Использовать произведения народных промыслов для совершенствования представлений и знаний, формирования целостной картины мира, развития познавательных интересов, речи, воображения, воспитание эстетического вкуса;
- Воспитывать творческие способности, совершенствовать навыки продуктивной и изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику рук;
- Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип наглядности: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Принцип доступности: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
Принцип интегративности: содержание мини-музея позволяет педагогу познакомить детей с разными аспектами народного творчества Нижегородского края.
Принцип деятельности: мини-музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение мини-музея социально-значимыми продуктами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее;
Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к общечеловеческим ценностям
Принцип гуманности: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Принцип разнообразности: экспонаты музея разнообразны.
Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с игровой деятельностью, непосредственно образовательной деятельностью, самостоятельной деятельностью детей, отражая тематику занятий и экскурсий.
Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
• Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры Нижегородской области, воспитывает патриотические чувства и творчество;
• В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- поисковая;
- экспозиционная;
- познавательная.
ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ – МУЗЕЯ:
- Все экспонаты были собраны под руководством воспитателей группы №4 Сильвачевой Анны Александровны и Елизаровой Камиллы Усмановны.
- Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате.
- В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по непосредственной работе: подборки картинок о декоративно-прикладном искусстве, подборка дидактических игр на тему «Декоративно-прикладное искусство Нижегородской области» такие как: «Чкаловский гипюр», «Игра-ходилка с фишками и кубиком», «Чудо узоры», «Нижегородский сувенир», «Борнуково. Резьба по камню» и др.
- А также консультации для родителей «Значение народных традиций в воспитании детей», «Народные промыслы Нижегородской области» и др.
Содержанием работы музея «Нижегородский сувенир» является:
- проведение тематической НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБДОУ детского сада № 284;
- организация экскурсий для детей и их родителей
Темы экскурсий: «Промыслы Нижегородского края», «Городец. Город мастеров», «Золотая хохлома» и др.;
- Оформление тематических выставок «Ярмарка мастеров», «Чудо узоры», «Секреты народных мастеров» и др.
ПЛАН РАБОТЫ
ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Нижегородский сувенир»
|
||||
№ |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственные |
|
1 |
Проведение консультации для родителей «Мини-музей в детском саду» |
Октябрь |
Воспитатели |
|
2 |
Проведение бесед о создании мини-музея в группе с родителями |
Октябрь |
Воспитатели |
|
3 |
Размещение информации о мини-музее на стендах в раздевалке группы |
В течение года |
Воспитатели |
|
4 |
Подбор методического и демонстрационного материала для создания в группах мини-музеев |
Октябрь-ноябрь |
Воспитатели |
|
5 |
Определение темы; название мини-музея; разрабатывание его модели; выбор места для размещения |
Октябрь |
Воспитатели |
|
6 |
Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми, поиск, анализ, систематизация, методической литературы по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области |
Ноябрь-декабрь |
Воспитатели |
|
7 |
Разработка перспективного планирования по изобразительной деятельности |
Ноябрь |
Воспитатели |
|
|
||||
1 |
Создание мини-музея в группе |
Ноябрь-январь |
Воспитатели |
|
2 |
Сбор экспонатов для мини-музея |
Ноябрь-декабрь |
Воспитатели |
|
3 |
Разработка экскурсий |
Декабрь-январь |
Воспитатели |
|
4 |
Создание дидактических игр |
В течение года |
Воспитатели, родители, дети |
|
5 |
Пополнение мини-музея экспонатами |
В течение года |
Воспитатели, родители, дети |
|
6 |
Создание работ по сотворчеству родителей и детей |
Декабрь |
Родители, дети |
|
|
||||
1 |
Открытие музея в группе |
Апрель |
Воспитатели |
|
2 |
Экскурсии в мини-музее |
Апрель-май |
Воспитатели |
|
3 |
Приглашение гостей, родителей |
Апрель-май |
Воспитатели |
|
4 |
Разработка различных видов экскурсий |
В течение года |
Воспитатели |
|
5 |
Проведение образовательной деятельности в музее |
В течение года |
Воспитатели |
|
6 |
Проведение мастер-классов для гостей мини-музея |
В течение года |
Воспитатели |
|
7 |
Оформление мини музея: альбома; презентации; паспорта, картотеки экспонатов |
Апрель-май |
Воспитатели |
|
Разделы мини-музея, особенности использования
Экспонаты коллекции мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими в игровой и образовательной деятельности. Также экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательно развитие», «Социально-коммуникационное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
1 раздел: «Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи о декоративно-прикладном искусстве, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Есть методическая литература по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области.
|
|||||
2 раздел: «Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Некоторые игры были разработаны воспитателями, другие игры помогали делать дети.
3 раздел «Своими руками»
Экспонаты этой коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Некоторые экспонаты, такие как: «Цветы в вазе» и «Птицы» (городецкая роспись), «Расписные доски», «Лопатки» могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
4 раздел «Галерея»
Экспонаты (детские рисунки и аппликации) могут быть использованы в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».
5 раздел «Экспонаты»
№ раздела |
Наименование экспоната |
Как используется в работе |
|||
|
- стол 1 шт. - поднос 1 шт. -тарелки 3 шт. - ковш 1 шт. - ложка 1 шт. - стакан 1 шт. - кружка большая 1 шт. - лопатка 1 шт. - шкатулки 2 шт. |
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
|
- матрешка большая 1 шт. -матрешка маленькая 1 шт. |
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
3.Чкаловский гипюр
|
- салфетка
|
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество
|
|||
4.Городецкая роспись, резьба по дереву, жбанниковская свистулька
|
- доски 3 шт. - лопатка 1 шт. - шкатулка резная 1 шт. - городецкий конь 1 шт. - магнит «Городецкая роспись» - жбанниковская свистулька 1 шт. - свистулька городецкая 1 шт.
|
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество
|
|||
5. Берестяной промысел и лозоплетение
|
- корзинка 1 шт. - шкатулки 2 шт. - зеркало 1 шт. |
Экскурсии, накомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
6. Обработка металла (Павлово)
|
- ложки 3 шт.
|
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
|
- сова 1 шт. |
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
|
- слон 1 шт. |
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество |
|||
Карта Нижегородской области с народными промыслами
|
Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество, информация для подготовки к занятиям |
Перспективное планирование работы мини-музея декоративно прикладного искусства Нижегородской области
«Нижегородский сувенир»
- Пополнение музея экспонатами
- Составление каталога экспонатами
- Работа с родителями
- Экскурсии, просветительская работа
- Обмен опытом
- Мастер-классы, семинары
Работа с детьми:
Месяц |
Содержание |
Задачи |
Апрель |
Открытие мини-музея, познакомить с общей экспозицией
|
Развивать представление детей о музеях. Познакомить с правилами поведения в музее. Содействовать эстетическому восприятию предметов декоративно- прикладного искусства. Учим сравнивать, анализировать, развиваем эстетический вкус |
Май |
Нижегородский сувенир |
Дать представление о цветовой гамме, орнаментах, элементах узорах, о форме изделий, а также о местонахождении центров народных промыслов Нижегородской области |
Сентябрь |
Хохлома |
Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву; учим различать технику хохломской росписи; воспитываем интерес к народным промыслам родного края и желание их изучать |
Октябрь |
Городецкая роспись |
Продолжаем знакомить с русским народным промыслом – Городец; учим узнавать городецкую технику росписи; воспитываем интерес к изучению русской истории |
Ноябрь |
«Путешествие по народным промыслам» (север области) |
Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание тематической папки |
Декабрь
|
Обработка металла (Казаково, Ворсма, Павлово) |
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края». |
Январь |
Чкаловский гипюр |
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края». |
Февраль |
Узорно-ремизное ткачество, вышивка (Городец), балахнинские кружева |
Дать представление о цветовой гамме, орнаментах, элементах узорах, о форме изделий, а также о местонахождении центров народных промыслов Нижегородской области |
Март |
Резьба по камню и кости |
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках, умение найти нужный промысел среди других
|
Апрель |
Народная игрушка |
Знакомство с изготовлением игрушек (богородская, тематические занятия по жбанниковская игрушка), воспитывать интерес к творчеству народных мастеров |
Май |
Мастер-классы «Своими руками». Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство» |
Способствовать овладению приемами изготовления промыслов, развивать способность решать творческие задачи |
В статье 18 ФЗ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте".
В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.
Работа с родителями:
1. Консультации: «Мини-музей в детском саду», «Значение народных традиций в воспитании детей», «Народные промыслы Нижегородской области»
2. Групповое родительское собрание «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»
3. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, подборе экспонатов, сборе информации.
4. Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного края.
Значение и использование мини-музея
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребёнка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
В обычном музее ребёнок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.
Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.