Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4909 Паспорт мини-музея по декоративно-прикладному творчеству "Нижегородский сувенир"

Опубликовано 26.02.2019

 МБДОУ «Детский сад №284»

Сильвачева Анна Александровна

 

Группа № 4

«Паровозик»

 

Паспорт

мини-музея

по декоративно-прикладному творчеству

«Нижегородский сувенир»

СКАЧАТЬ (с фото)


 

г. Нижний Новгород

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:

Наименование музея: мини-музей «Нижегородский сувенир»

Профиль музея: исторически-познавательный, декоративно-художественный

          Цель:  познакомить воспитанников ДОУ с разнообразием декоративно – прикладным искусства Нижегородской области, дать представление о цветовой гамме, орнаментах,  элементах узорах,  о форме изделий, а также о  местонахождении  центров народных промыслов.

          Задачи:

  • Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея;
  • Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей, формирование патриотических чувств;
  • Способствовать формированию интереса к искусству родного края, знаний и представлений детей о рукоделии; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров;
  • Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;
    • Использовать произведения народных промыслов для совершенствования представлений и знаний, формирования целостной картины мира, развития познавательных интересов, речи, воображения, воспитание эстетического вкуса;
    • Воспитывать творческие способности, совершенствовать навыки продуктивной и изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику рук;
    • Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

В  основу решения этих задач положены следующие принципы:

Принцип наглядности: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

Принцип доступности: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

Принцип интегративности: содержание мини-музея позволяет педагогу познакомить детей с разными аспектами народного творчества Нижегородского края.

Принцип деятельности: мини-музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение мини-музея социально-значимыми продуктами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее;

Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к общечеловеческим ценностям

Принцип гуманности: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Принцип разнообразности: экспонаты музея разнообразны.

Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.

Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с игровой деятельностью, непосредственно образовательной деятельностью,  самостоятельной деятельностью детей, отражая тематику занятий и экскурсий.

Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

 

 

 

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:

•         Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры Нижегородской области, воспитывает патриотические чувства и творчество;

•         В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • поисковая;
  • экспозиционная; 
  •  познавательная.

ОФОРМЛЕНИЕ МИНИ – МУЗЕЯ:

  • Все экспонаты были собраны под руководством  воспитателей группы №4 Сильвачевой Анны Александровны и Елизаровой Камиллы Усмановны.
  •  Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате.
  •  В музее представлены не только экспонаты, но и богатый методический материал по непосредственной работе: подборки картинок о декоративно-прикладном искусстве, подборка дидактических игр на тему «Декоративно-прикладное искусство Нижегородской области» такие как: «Чкаловский гипюр», «Игра-ходилка с фишками и кубиком», «Чудо узоры», «Нижегородский сувенир», «Борнуково. Резьба по камню» и др.

 

 

  • А также консультации для родителей «Значение народных традиций в воспитании детей», «Народные промыслы Нижегородской области» и др.

 

 

Содержанием работы музея «Нижегородский сувенир» является:

  • проведение тематической НОД для дошкольников;

 

  • посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями МБДОУ детского сада № 284;

 

  • организация экскурсий для детей и их родителей

Темы экскурсий: «Промыслы Нижегородского края», «Городец. Город мастеров», «Золотая хохлома» и др.;

 

  • Оформление тематических выставок «Ярмарка мастеров», «Чудо узоры», «Секреты народных мастеров» и др.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Нижегородский сувенир»

 

  1. Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные

1

Проведение консультации для родителей «Мини-музей в детском саду»

Октябрь

Воспитатели

2

Проведение бесед о создании мини-музея в группе с родителями

Октябрь

Воспитатели

3

Размещение информации о мини-музее на стендах в раздевалке группы

В течение года

Воспитатели

4

Подбор методического и демонстрационного материала для создания в группах мини-музеев

Октябрь-ноябрь

Воспитатели

5

Определение темы;                                                                         название мини-музея;                                                                  разрабатывание его модели; выбор места для размещения

Октябрь

Воспитатели

6

Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми, поиск, анализ, систематизация, методической литературы по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области

Ноябрь-декабрь

Воспитатели

7

Разработка перспективного планирования по изобразительной деятельности

Ноябрь

Воспитатели

  1. Практический этап

1

Создание мини-музея в группе

Ноябрь-январь

Воспитатели

2

Сбор экспонатов для мини-музея

Ноябрь-декабрь

Воспитатели

3

Разработка экскурсий

Декабрь-январь

Воспитатели

4

Создание дидактических игр

В течение года

Воспитатели, родители, дети

5

Пополнение мини-музея экспонатами

В течение года

Воспитатели, родители, дети

6

Создание работ по сотворчеству родителей и детей

Декабрь

Родители, дети

  1. Внедренческий этап

1

Открытие музея в группе

Апрель

Воспитатели

2

Экскурсии в мини-музее

Апрель-май

Воспитатели

3

Приглашение гостей, родителей

Апрель-май

Воспитатели

4

Разработка различных видов экскурсий

В течение года

Воспитатели

5

Проведение образовательной деятельности в музее

В течение года

Воспитатели

6

Проведение мастер-классов для гостей мини-музея

В течение года

Воспитатели

7

Оформление мини  музея:

альбома; презентации;

 паспорта, картотеки экспонатов

Апрель-май

Воспитатели

         

 


 

Разделы мини-музея, особенности использования

Экспонаты коллекции мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими в игровой и образовательной деятельности. Также экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательно развитие», «Социально-коммуникационное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

1 раздел: «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи  о декоративно-прикладном искусстве, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. Есть методическая литература по декоративно-прикладному искусству Нижегородской области.

 

           
     
   
 
   

Стихи для детей

 
 

 

 

 

 

 

2 раздел: «Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Некоторые игры были разработаны воспитателями, другие игры помогали делать дети.

         

 

 

     3 раздел «Своими руками»

Экспонаты этой коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Некоторые экспонаты, такие как: «Цветы в вазе» и «Птицы» (городецкая роспись), «Расписные доски», «Лопатки» могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

      4 раздел «Галерея»

 

 
   


Экспонаты (детские рисунки и аппликации) могут быть использованы в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественное творчество», «Коммуникация».

5 раздел «Экспонаты»

№ раздела

Наименование экспоната

Как используется в работе

 

  1. Хохлома

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

- стол 1 шт.

- поднос 1 шт.

-тарелки 3 шт.

- ковш 1 шт.

- ложка 1 шт.

- стакан 1 шт.

- кружка большая 1 шт.

- лопатка 1 шт.

- шкатулки 2 шт.

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

  

 

 

- матрешка большая

1 шт.

-матрешка маленькая

 1 шт.

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 

3.Чкаловский гипюр

 

 

 

 

 

 

- салфетка

 

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 

 

4.Городецкая роспись, резьба по дереву, жбанниковская свистулька

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- доски 3 шт.

- лопатка 1 шт.

- шкатулка резная 1 шт.

- городецкий конь 1 шт.

- магнит «Городецкая роспись»

- жбанниковская свистулька 1 шт.

- свистулька городецкая

1 шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 

 

5. Берестяной промысел и лозоплетение

 

 

 

 

 

 

 

- корзинка 1 шт.

- шкатулки 2 шт.

- зеркало 1 шт.

 

Экскурсии, накомлению с окружающим миром, художественное творчество

6. Обработка металла

(Павлово)

 

 

 

 

 

 - ложки 3 шт.

 

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 

  1. Резьба по камню Борнуково

 

 

 

 
   

 

 

- сова 1 шт.

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 

  1. Резьба по кости Варнавино

 

 

 

 

 

 

- слон 1 шт.

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество

 Карта Нижегородской области с народными промыслами

 

 

 

 

 

Экскурсии, тематические занятия по ознакомлению с окружающим миром, художественное творчество, информация для подготовки к занятиям

 

 

 

Перспективное планирование работы мини-музея декоративно прикладного искусства Нижегородской области

 «Нижегородский сувенир»

  • Пополнение музея экспонатами
  • Составление каталога экспонатами
  • Работа с родителями
  • Экскурсии, просветительская работа
  • Обмен опытом
  • Мастер-классы, семинары

 

 

Работа с детьми:

 

Месяц

Содержание

Задачи

Апрель

Открытие мини-музея, познакомить с общей экспозицией

 

Развивать представление детей о музеях. Познакомить с правилами поведения в музее. Содействовать эстетическому восприятию предметов декоративно- прикладного искусства. Учим сравнивать, анализировать, развиваем эстетический вкус

Май

Нижегородский сувенир

Дать представление о цветовой гамме, орнаментах,  элементах узорах,  о форме изделий, а также о местонахождении  центров народных промыслов Нижегородской области

Сентябрь

Хохлома

Продолжаем знакомить с мастерами деревянных дел и с техникой росписи по дереву; учим различать технику хохломской росписи; воспитываем интерес к народным промыслам родного края и желание их изучать

Октябрь

Городецкая роспись

Продолжаем знакомить с русским народным промыслом – Городец; учим узнавать городецкую технику росписи; воспитываем интерес к изучению русской истории

Ноябрь

«Путешествие по народным промыслам»  (север области)

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание тематической папки

Декабрь

 

Обработка металла (Казаково, Ворсма, Павлово)

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края».

Январь

Чкаловский гипюр

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края».

Февраль

Узорно-ремизное ткачество, вышивка (Городец), балахнинские кружева

Дать представление о цветовой гамме, орнаментах,  элементах узорах,  о форме изделий, а также о местонахождении  центров народных промыслов Нижегородской области

Март

Резьба по камню и кости

Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках, умение найти нужный промысел среди других

 

Апрель

Народная игрушка

Знакомство с изготовлением игрушек (богородская, тематические занятия по жбанниковская игрушка), воспитывать интерес к творчеству народных мастеров

Май

Мастер-классы «Своими руками». Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство»

Способствовать овладению приемами изготовления промыслов, развивать способность решать творческие задачи

 

В статье 18 ФЗ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте".

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.

 

Работа с родителями:

1. Консультации: «Мини-музей в детском саду», «Значение народных традиций в воспитании детей», «Народные промыслы Нижегородской области»

2. Групповое родительское собрание «Роль мини-музея в развитии познавательной активности детей»

3. Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе, в формировании коллекций, подборе экспонатов, сборе информации.

4. Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного края.

 


 

 

Значение и использование мини-музея

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребёнка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их семей.

Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.