Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5320 Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

Опубликовано 06.07.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Киселёвского городского округа

детский сад №8 /ДЕТСКИЙ САД 8/

 

 Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

                                

 

 

                                                                                                         Исполнитель:

                                                                                                    Созина Т.В.

                                                                                                          Лесникова с.Ю.

 

Киселёвск, 2019

Оглавление

Введение. 2

1. Понятие исследовательской деятельности. 2

2. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. 5

3. Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников. 7

Заключение. 9

Список использованных источников. 10

 

Введение

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семёнович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые  познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

1. Понятие исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность 

- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

     Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  •  Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

       Использование исследовательской  деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:                                             

Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты,  затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю;

Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

    Проблемная  ситуация; 

    Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);

    Выдвижение  гипотез;

    Подбор  материала  для  проверки  гипотез;

    Проверка  гипотез;

    Формулирование и оформление  вывода

Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет  решить  какие – то  трудные  для  себя  задачи, но  ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Ø Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Ø Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Ø Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Ø Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Ø Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Ø Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

2. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

По данным Г.С. Абрамовой, отличительной особенностью восприятия по сравнению с предыдущим этапом развития является его произвольность. Ребенок может контролировать свое восприятие, подчиняться определенной цели. В отличие от младшего дошкольного периода, когда восприятие не носило интегральный характер, ребенок постепенно учится наблюдать за корреляцией между частями, сторонами, признаками объектов. Этому способствует определенный уровень когнитивных функций, что теперь в центре развития, и все психические функции, подчиняясь доминирующей линии развития, обогащаются, усложняются и приобретают новые качества .

Однако трудности, связанные с восприятием, недостаточно дифференцированы. Дети недостаточно точно воспринимают отдельные свойства и качества предметов, их внимание сейчас направлено на объект в целом, и отдельные аспекты остаются без должного внимания. Восприятие младшего школьника очень специфично, в зависимости от ситуации. Типичные ошибки ‒ зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени: дети склонны недооценивать и переоценивать сложные ситуации.

По мнению О.Б. Дарвиш, наиболее характерной чертой восприятия детей старшего дошкольного возраста ‒ ее низкая дифференциация, что приводит к неточностям и ошибкам в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия детей в начале старшего дошкольного возраста ‒ тесная связь с деятельностью. Восприятие на этом уровне психического развития ребенка за счет практической деятельности. Воспринимать предмет для ребенка ‒ значит что-то с этим делать, чтобы что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, прикоснуться к нему. Характерная особенность детей, ‒ ярко выраженная эмоциональность восприятия.

Для этого возраста характерна слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления в начале старшего дошкольного возраста ограничены. Произвольное внимание старшего дошкольника требует так называемых близких мотиваций. Если произвольное внимание старших учащихся поддерживается при наличии далекой мотивации, то дошкольник обычно может заставить себя работать сосредоточенно только в присутствии близких мотиваций. Значительно лучше в старшем дошкольном возрасте развито непроизвольное внимание.

В этом возрасте усиливается роль и удельный вес словесно-логической, смысловой памяти и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее отображения. В силу возраста относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у старших дошкольников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее и сильнее могут удерживать хранимые в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Старшие дошкольники склонны к механическому запоминанию, без понимания семантических отношений внутри заученного материала.

Память старшего дошкольника развивается в двух направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Дети неосознанно запоминают материал, вызывающий их интерес, представляя в игровой форме, связанные с преимуществами или яркие образы, воспоминания, и др. Но, в отличие от младших дошкольников, они способны специально произвольно запоминать материал.

Основные характеристики памяти старших дошкольников: 1)пластичность – пассивное запечатлевание и быстрое забывание материала; 2)       избирательный характер – быстрее запоминается то, что нравится субъекту, и то, что нужно запомнить скорее;

3)       повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения запоминаемого материала;

 4)      запоминание начинает основываться на различных смысловых связях, память приобретает произвольный характер;

5)       дети начинают пользоваться рациональными и опосредованными способами запоминания;

6)       воспроизведение становится контролируемым процессом;

7) сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением и деятельностью.

Доминирующей функцией в старшем дошкольном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Доминантой старшего дошкольного возраста является перестроение процесса мышления, с другой стороны, интеллект зависит от развития других психических функций.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна гибкость мышления, которая является важной предпосылкой для успешного обучения, для формирования расходящихся путей познания. Гибкость мышления рассматривается как подход к проблеме, как к задаче, результатом такого подхода является изменение различных способов действия, пути их решения. Гибкость мышления способствует легкости регулировки знаний, навыков и систем в соответствии с изменяющимися условиями. Гибкость мышления способствует навыку переключаться с одного вида деятельности на другой. Гибкость тесно связана с различными психическими операциями, такими, как анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Основная тенденция развития воображения в старшем дошкольном возрасте является совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринимались или создание образов в соответствии с описанием, схема, рисунок и т.д. Воссоздающее воображение улучшается за счет более точного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанных с преобразованием, обработкой впечатления от прошлого опыта, соединяет их в новых комбинациях, сочетаниях.

3. Исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей старших дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале выражается в простом экспериментировании с вещами, в процессе которого дифференцируется восприятие, появляется простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия .

В период дошкольного детства игру, продуктивная деятельность в виде ориентировочных действий, опробование возможностей любого нового материала сопровождаются «островками» познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника выражается в детском экспериментировании с предметами и в виде словесного исследования вопросов, которые задаются взрослому.

Важность исследовательской деятельности для ребят:

  • обогащение памяти дошкольника, активизируются его мыслительные процессы;
    • развивается речь дошкольника;
    • происходит накопление фонда умственных приемов и операций;
    • формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие–либо предметы и явления для достижения конкретного результата;
      • развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.

Исследования предоставляют, возможность дошкольника самому отыскать ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для ребят думать, пробовать, экспериментировать, а самое основное - самовыражаться.

В ходе исследовательской деятельности развивается познавательная активность и любознательность, обогащается память дошкольника, происходит активизация его мыслительных процессов, поскольку непрерывно появляется необходимость выполнять операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует речевое развитие. У дошкольника накапливаются интеллектуальные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера дошкольника, его креативность.

Педагоги выделяют два главных вида исследовательской (поисковой) деятельности у детей этого возраста:

Первый – когда активность в ходе деятельности полностью исходит от самого дошкольника. Первоначально он как бы бескорыстно опробует различные объекты, затем ставит цель, отыскивает пути и способы её достижения. В данном случае дошкольник удовлетворяет собственные потребности, собственные интересы, собственные волю.

Второй вид, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, выделяющий существенные элементы ситуации, обучает ребенка конкретному алгоритму действий. Таким образом, ребята получают результаты, им заранее определенные.

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие стадии:

  • проблемная ситуация;
  • проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
  • выдвижение гипотез;
  • подбор материала для проверки гипотез;
  • проверка гипотез;
  • формулирование и оформление вывода.

Проблемная ситуация является такой ситуацией, при которой дошкольник хочет решить какие – то сложные для себя задачи, однако ему не хватает данных, и он должен сам их отыскивать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно применять следующие методические приёмы:

  • подведение дошкольников к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • предложить дошкольникам рассмотреть явление с разных позиций;
  • побуждение дошкольников к сравнению, обобщению, выводам;
  • постановка конкретных вопросов на обобщение, логику;
  • постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

В целях достижения наиболее эффективного усвоения ребятами алгоритма действий педагогу нужно реализовывать деятельность по следующим стадиям, которые в собственных исследованиях выделили И.А. Ильницкая и Л.В. Остапенко.

На первой стадии педагог побуждает ребят внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять основное, сравнивать с иными объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает ребят включаться в решение когнитивных задач и проблем непосредственного активного наблюдения как за статичными объектами, так и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в ходе наблюдения.

На второй стадии педагог формирует исследовательскую активность ребят в форме умения ставить вопросы и разрешать появляющиеся проблемы. Нужно создавать условия, способствующие развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на определение основных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.д.).

На третьей стадии целесообразно организовать деятельность ребят по конструированию, в ходе которой они учатся анализировать условия и отыскивать самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать собственную деятельность. Для этого применяются следующие формы организации конструирования, которые используются именно в следующей последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям .

Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе со старшими дошкольниками педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, который был накоплен в процессе исследования.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность дошкольников, надо избегать негативной оценки детских идей, выказывать искренний интерес ко всякой деятельности дошкольника, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск своего решения, восстанавливать веру дошкольника в свои силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца, подводить итоги исследования (при условии, что ребята сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают собственную работу).

Заключение

Познавательная активность - это социально значимое качество личности и формируется у дошкольников в самых разных видах деятельности. На всех возрастных этапах познавательная активность обладает своими формами поведенческих проявлений и требует особых условий для собственного развития.

Особенности развития познавательных способностей старших дошкольников: переход от познания ближнего окружения к познанию окружающего мира; интенсивность познавательного развития, проявление познавательной активности в разных видах деятельности; выражение в вопросах, рассуждениях, экспериментировании; самостоятельность и оригинальность.

Значимым средством развития познавательных способностей старших дошкольников является исследовательская деятельность, способствующая развитию когнитивной активности детей, учащая самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствующая творческому развитию личности.

Таким образом, с ростом и развитием ребенка его когнитивная активность все больше начинает тяготеть к когнитивной деятельности, которая, как и всякая деятельность, отличается конкретной структурой. Ее компонентами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Список использованных источников

  1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.  СПб.: Питер, 2011.
  2. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016. - № 3.
  3. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005.
  5. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития. // 2012. - № 12.
  6. Суворова Г.А. Психология деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.  М.: Академия», 2011.
  7. Щетинина В.В. Формирование познавательно активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.