Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5328 Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идёт"

Опубликовано 16.07.2019

Атаева Нурия Алимсолтановна

МБДОУ «Детский сад 1 Рябинка»,

город Нефтеюганск,

воспитатель

 

«Весна идет, весне навстречу»

Задачи.

Обучающие:  Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Учить составлять предложения, выражающие причину или цель действия. Учить детей пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки.

Развивающие.Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;  образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах; подбирать  соответствующие понятия, выраженные прилагательными. Развивать слуховое внимание,  мышление. Развивать умение составлять звуковой анализ слов.

Воспитывающие. Воспитывать чувство любви к природе.

Материал: сюжетные картинки по теме «Весна»; рисунок Весны-красны; фишки для звукового анализа слов , тетради в клетку, простые карандаши , музыкальный фон.

Словарная работа:  проталина, ранняя весна, капель, водоворот.

Ход оод. 

Воспитатель: ( под спокойную музыку)  Дети , отгадайте загадку.

                Расстаял снег и мчатся прочь

                С горы, перекликаясь, воды.

                Длиннее день, короче ночь

                Какое это время года?                   Габдулла Тукай.

  • Какое сейчас время года?
  • Как называется первый месяц весны?( второй, третий)
  • Какие праздники будут в марте? ( апреле, мае)
  • Как светит солнце? ( ответы детей, на доску выставляется картина солнца)
  • Что происходит со снегом ? ( выставляется картинка) Правильно, снег тает, образуя небольшие островки открытой земли, которые называются проталины. Повторите, проталины.
  • Март- начало весны. Время начала таяния снега называется ранней весной.
  • На дорогах  много луж, талой воды.

     Проведем фонетическую зарядку. Назовите слова , которые начинаются на звук  В : весна, веснушка, весело, вода, водоворот, водяной, ведро, водоросль, водовоз, водоем, водоканал, водохранилище, и т.д.

Воспитатель:- Дети, а теперь внимательно посмотрите на эти картинки и расскажите о приходе весны.

 Примерный рассказ. Солнце светит ярко. Дружно начал таять снег. С крыш домов свисают сосульки. От  солнечного тепла они тают. Звенит  веселая капель. На дорогах появились лужи и  текут ручьи. Дети  радостно пускают кораблики  по ручейкам. Люди одели легкую одежду и обувь. В лесах появились проталины , где расцвели подснежники. От зимней спячки просыпаются звери : медведи, барсуки. На реках начался ледоход. Прилетели грачи, скворцы. Люди готовят скворечники для них.  В садах , огородах, парках идет посадка деревьев, семян овощей и зелени. В мае расцветут  деревья, весенние цветы.

Воспитатель : - Молодцы, дети ! Получился хороший и подробный рассказ о весне. Я тоже  приготовила вам свой рассказ о весне. Послушайте внимательно и если будут ошибки, вы мне потом скажете. ( рассказывает)

           Игра «Найди ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат лужи ( ручейки), с крыш капают сосульки- начался листопад ( капель). Дни становятся короче ( длиннее), а ночи длиннее ( короче). Возвращаются зимующие ( перелетные) птицы. Люди уже позаботились о воронах ( скворцах)-  сколотили скворечники. Просыпаются от  летней ( зимней) спячки  домашние ( дикие) животные: волки,  кролики,  медведи . На снегу расцвели первые осенние( весенние)

цветы- колокольчики.( подснежники).

( дети называют ошибки  и исправляют текст).

Воспитатель:- Вот она какая теплая, добрая весна. От  такого тепла хочется поиграть с вами в игру «Назови ласково».

              Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка..реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька  и т.д.

Воспитатель: - Кстати, мы с вами еще не играли в игру с капельками.

               Физминутка

Капля раз, капля два                                   ( медленные хлопки)

Капли медленно сперва : кап-кап-кап.

Стали капли поспевать,                               ( хлопки учащаются)

Капля каплю догонять : кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

От дождя себя укроем,

Зонтик поскорей раскроем.                        ( имитация раскрывания зонта)

Воспитатель:-  А сейчас поиграем в игру «Назови признаки»   
                 Игра «Назови признаки»

          ( обращает внимание на картину с солнцем)

 1.Скажите , дети, солнце бывает какое? ( яркое, теплое, ласковое, весеннее,      лучистое, радостное, нежное блестящее, веселое, большое и т.д.)               

  Вспомним заклички про солнышко.             

Солнышко ясное, нарядись,                                                                                

  Солнышко красное, покажись,                                                                               

      Платье алое надень, подари нам новый день.

                        ***

Солнышко, солнышко, погуляй у речки,                                                                    

солнышко, солнышко, покажи колечки.                                                                            

Я колечки соберу, золоченые возьму ,                                                                    

   Покатаю, поиграю и тебе назад верну.

Воспитатель:-  Сегодня хочу вам рассказать закличку из башкирской  народной сказки «Советы матери небес».

Солнышко наше, не хочешь ли каши?                                                                        

   Загляни в окошко- дам тебе я ложку.                                                                          

  Приходи ко мне, пока каша в казане-                                                                              

  А ложка на базаре. (  дети повторяют с показом движения)

2. Скажите , каким бывает ручеек? ( выставляется картина) ( говорливый, быстрый, журчащий, звонкий, весенний, искрящийся, ласковый, бурный. И т.д.

Давайте посчитаем, сколько у нас ручьев.

                   Игра «Посчитай»  с показом карточек с цифрами.

1 ручей, 2- ручья, 3- ручья, 4 ручья, 5 ручьев, 6 ручьев, 7 ручьев, 7 ручьев, 8 ручьев,9 ручьев, 10 ручьев.

1 лужа, 2 лужи, 3 лужи, 4 лужи, 5 луж, 6 луж, 7 луж,8 луж, 9 луж, 10 луж.

1 сосулька, 2 сосульки,3 сосульки, и т.д.

Воспитатель:-    Дети, садитесь на свои места. У вас на столах фишки для  составления звукового анализа слов. Нужно составить звуковой анализ слова  «весна» ( лужа). ( запись в рабочих тетрадях.)

Воспитатель:-  Хочу вам подаритькнигу «Времена года». И прочесть стихотворение Сафуана Алибаева  «Кто принес весну?»

 

Пахнуло весенним теплом и брызнули с неба лучи.                                                       

  И стало всё таять кругом, и зазвенели ручьи.                                                                 

Поток многоводный бурлит и ночи , и дни напролет.                                                      

И, хвастая , так говорит бушующий водоворот:                                                             

   - Пробил я первым снега и вырвался на луга,                                                                    

И победил мороз и , значит, весну принес.                                                                      

    – Нет,- возражает капель,- проснулась я раньше тебя,                                         

Серебряною стрелой  пронзила я жесткий снег-                                                        

  Растаял он подо мной и вылился в русла рек.                                                    

Послушав их разговор, пташка сказала одна:                                                                         

  -Была бы зима до сих пор, коль не было бы меня.                                                             

  Со мной прилетела весна- я её принесла!                                                                        

   Лишь в синем небе смеется над ними весеннее солнце.                                                 

Не спорит оно- молчит  в просторах бездонных высот                                                  

И ласковые лучи обильно на землю льет.

Воспитатель:- Скажите, дети,о чем был спор в стихотворении?О каких приметахвесны  говорится в стихотворении ?Как вы думаете, что же всё-таки помогло прийти весне? Правильно, красно-солнышко. О весне мы еще будем говорить на других занятиях.  А сегодня хочу вас поблагодарить за то, что вы много рассказали о весне, весело играли в игры.