Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной группе
тема: «Транспорт»
Подготовила воспитатель:
Шамбалова З.Н.
2019г.
Задачи
образовательные:
- Закрепить и повторить знания детей по теме “Транспорт”.
- Уточнить представления о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
- Продолжать учить:
– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,
- точному употреблению предлогов,
- составлять описательный рассказ
развивающие:
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)
- Логического мышления.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Развитие темпо-ритмических компонентов.
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.
воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
- Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.
Ход занятия:
- Организационный момент
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
- Основная часть
Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?
Письмо
Здравствуйте ребята! Пишут вам Винтик и Шпунтик – гениальные изобретатели из Цветочного города. У нас случилась беда, мы конструировали новый транспорт для путешествий, но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал. Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта.
Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.
Но прежде чем приступить к изобретению, конструированию, давайте вспомним виды транспорта, которые мы знаем.
- Какие бывают виды транспорта? (воздушный, водный, наземный, подземный).
- Почему они так называются?
- Для чего транспорт нужен людям? (перевозить грузы, людей, убирать улицы).
- Как называется транспорт для перевозки людей? (пассажирский).
- назовите пожалуйста пассажирский транспорт ?
- А как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой).
- А то знает грузовой вид транспорта и так же может рассказать?
- Как можно одним словом назвать снегоуборочные автомобили, мусоровозы, автокраны? (специальные)
- А для чего нам нужен специальный транспорт.
- Пожарная машина, «скорая» - как этот транспорт называется? (оперативный).
- Как называется транспорт, который передвигается не по суше, не под землёй, но и не по воздуху? (водный)
Посмотрите на экран, что вы видите? Я предлагаю вам поиграть! Игра называется «Детали транспорта…»
Внимание на экран! Вам будет показаны детали, а вы на столике должны назвать деталь и рассказать из чего она сделана. На слайдах картинки – колеса, крыло, рельсы, хвост самолета, фары, руль, якорь и т.д.)
А сейчас проведем давайте проведём разминку.
Игра малой подвижности «Светофор». Дети встают лицом к светофору.
Если свет зажёгся красный, значит двигаться (опасно).
Свет зелёный говорит: «Проходите, путь» (открыт).
Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для (движенья).
— Когда зажигается красный свет, вы стоите неподвижно, замираете. Увидите зелёный – шагаете на месте. Когда горит жёлтый, вы хлопаете в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.
Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения.
Игра “Ехали-ехали”. Образование глаголов от глагола ехать приставочным (аффиксальным) способом.
- Берём каждый по машине. Теперь мы кто? (Водители).
- Я буду читать стихотворение, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам
нужно будет продолжить стихотворение, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Въехали … , (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),
Яму … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),
Во двор … (заехали), вот и … (приехали).
- Место, где ставят машины, называется ….(Гараж). Ставьте свои машины в
гаражи. Мы приехали и я вам предлагаю играть дальше.
Следующая игра называется “Погрузи в вагон слово с нужным количеством слогов”. Слушаем внимательно задание. Вам нужно найти картинки и погрузить их в соответствующие вагоны по количеству слогов. В первый вагон загрузим транспортное средство, в котором один слог, во второй слово с двумя слогами, в третий с тремя, в четвёртый с четырьмя.
Дети делят слова на слоги вместе, распределяя карточки между собой.
Описательный рассказ по схеме.
- Ребята, рассмотрите хорошенько этот красивый грузовик. Опишите его, используя нашу схему.
1. Что это?
2. Из каких частей состоит?
3. Чем приводится в движение?
4. Где движется этот транспорт?
5. Для чего используется?
6. Кто управляет этим видом транспорта?
- Опишите автобус? Как нужно себя вести, находясь в автобусе?
Опишите пожалуйста следующий транспорт. Это – корабль.
Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?
Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.
Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.
Как вы этот корабль передадите Винтику и Шпунтику? Схму можно отправить в письме почтой.
Самостоятельная работа (конструирование)
Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.
Составление названия корабля
Д – какой первый звук в слове дом?
Р – какой последний звук в слове шар?
У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.
Ж – с какого звука начинается слова жираф?
Б – назовите первый звук в слове буква
А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.
Прочитайте слово, которое у нас получилось. .
А что такое дружба?
Итог занятия: А для того, чтобы мы еще раз вспомнили все виды транспорта, я предлагаю поиграть вот такую игру. Я называю транспорт, а вы мне тоже говорите любой транспорт но на последнюю букву.
Например: Лодка вам на «А» , Автомобиль, следующее слово на «Л» и т.д.
Давайте нарисуем схему и отправим Винтику и Шпунтику.
Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.
Рефлексия: Что было для вас трудно?
Что больше всего понравилась?
Почему у нас все получилось?
Награждение медалями