Федоскина Надежда Егоровна
МБДОУ №56, Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий
Воспитатель
Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры
Проблема развития речи является одной из актуальных. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная область « Речевое развитие» предполагает:
- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитию связной речи уделяли много внимания такие психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Развитие связной речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учетом индивидуальных возможностей дошкольников.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев утверждают, что формирование связной речи целесообразнее всего осуществлять в сюжетно-ролевой игре, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевую активность ребенка.
В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает голосам зверей. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их. Словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит о них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствованию разговорной речи;
- обогащению словаря;
- формированию грамматического строя языка и т.д.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, но и накапливает знания, развивает память, мышление, творческое воображение ребенка, знакомит с современной социальной действительностью.
Список литературы:
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С. Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» - Мозаика-Синтез Москва, 2015
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966
Михайленко Н, Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду. - Линка-Пресс, 2009
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.- Москва «Просвещение» 1984