Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5255 Основные особенности физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Опубликовано 02.06.2019

Основные особенности физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Мельникова В.В.

студентка 4 курса ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж»

 

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению детей с отклонениями в состоянии здоровья и развития. В связи с этим исключительную важность приобретает работа с такими детьми в ДОУ, в которой особое место занимает физическое воспитание.

В процессе физического воспитания и развития происходит не только становление двигательных навыков ребёнка. Оно способствует формированию умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, основ целенаправленной и организованной деятельности, развитию речи и т.д. Создание целостной системы педагогическогопроцесса, обеспечивающего оптимальные условия для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья – вот цель организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении. В ней очень важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, определять пути повышения физиологической активности детского организма и коррекции нарушений. Необходима разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

В качестве основных можно выделить следующие задачи физического воспитания и развития дошкольников с ОВЗ:

- охранение жизни и укрепление здоровья детей;

- формирование интереса к физической культуре;

- преодоление психологических трудностей при совместных занятиях со сверстниками;

 - создание условий для формирования у детей потребности в разных видах двигательной деятельности;

- развитие у детей двигательных качеств, физической и умственной работоспособности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждение возникновения вторичных отклонений психофизическом развитии ребёнка.

На занятиях по физическому воспитанию с детьми с ОВЗ должны решаться как общие, так и коррекционные задачи. В занятия должны включаться физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Достаточное внимание необходимо уделять развитию моторики рук, в том числе мелкой моторики, связь которой с развитием мышления, речи, умственных способностей – доказанный факт.

Перед началом планирования физкультурно-оздоровительной работы необходимо провести диагностическое тестирование с целью выявления уровня развития двигательных качеств детей и уровня отклонений в их развитии у воспитанников с ОВЗ, соответствия физического развития детей возрастным нормам. Результаты тестирования помогут проводить сравнительный анализ динамики развития каждого ребенка; осуществлять индивидуальный подход к отбору физических упражнений для занятий; контролировать процесс обучения детей движениям; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; планировать наиболее эффективные групповые и индивидуальные занятия. Данную диагностику целесообразно проводить в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т.И.

В начале и в конце учебного года (сентябрь и май) у детей с ОВЗ в каждой возрастной группе проводится диагностика развития основных видов движений. Для правильной оценки динамики развития движений тесты на каждой возрастной группе проводятся аналогичные и на начало и на конец учебного года. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ОВЗ и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

Также необходимо помнить, что для достижения наибольшего эффекта работы инструктор по физической культуре должен находиться в постоянном взаимодействии со всеми специалистами ДОУ: логопедом, психологом, воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом.