Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5256 Проблема нарушения осанки у детей дошкольного возраста и пути ее решения в рамках физического воспитания в ДОУ

Опубликовано 02.06.2019

Проблема нарушения осанки у детей дошкольного возраста и пути ее решения в рамках физического воспитания в ДОУ.

Мельникова В.В.

студентка 4 курса ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж»

 

 

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с нарушениями осанки. Эта распространенная проблема встречается примерно у 16 -17% всех детей младше 7 лет. Рассмотрим основные причины таких нарушений и способы решения этой проблемы на занятий физической культурой в ДОУ.

Осанка прежде всего зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть абсолютно прямым. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Искривление позвоночника у дошкольников может быть как врожденным, так и приобретенным. Однако врожденные нарушения встречаются примерно у 5 из 100 детей. Все остальные получают приобретенное искривление позвоночника. Причинами его возникновения чаще всего являются:

- гиподинамия – пониженная подвижность ( от греч. ὑπό - «под» и δύνᾰμις - «сила») - нарушение функций организма (опорно - двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Современные дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая игры на свежем воздухе просмотру телевизора и электронных гаджетов. Из нее вытекают и многие другие причины, названные далее;

- неразвитость мускулатуры;

- избыточная масса тела;

- ошибочные действия родителей, например, слишком ранняя посадка ребенка или постановка на ножки;

- неправильно подобранная мебель для ребенка. Неудобный, слишком высокий или низкий стол и стул вынуждают ребенка принимать неправильную позу во время занятий. Дети сутулятся, перекашивают спину, пытаясь занять удобное положение, чем наносят вред своей осанке;

- некоторые перенесенные заболевания (рахит).

Некоторые родители необоснованно считают искривленную осанку не очень серьезной проблемой. Но это не просто некрасивый дефект, она является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Само нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного исправления. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов. К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий. И большую роль, безусловно, играет правильно спланированная работа по физическому воспитанию в ДОУ.

Всем известно, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие заболевания. В детском саду должны быть максимально созданы условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, ЛФК, подвижные игры, игры на свежем воздухе и т.д. В процесс занятия физкультурой необходимо включать профилактические упражнения, например, с гимнастической палкой.

1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Наблюдаем за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.

2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Следим за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.

3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

Если у кого-то из детей уже возникла проблема с нарушением осанки, целесообразно проводить занятия ЛФК. Здесь необходимо помнить, что дошкольникам недоступна длительная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская лечебную гимнастику лучше проводить в игровой форме.

Упражнения, доступные и разрешенные ребенку 6–7 лет:

  1. Занятие начинается с ходьбы, которая одновременно служит подготовкой и разминкой. Первые 10–15 секунд выполняется обычная ходьба, но родитель или инструктор должен следить за правильной осанкой ребенка. Следующие 10–15 секунд выполняют ходьбу на носках (руки поставить на пояс). Для разогрева мышц применяют ходьбу с высоким подниманием коленей в течение следующих 10–15 секунд.
  2. Упражнение, которое вытягивает позвоночник, выполняется из исходного положения с ногами на ширине плеч. На вдох ребенок плавно поднимает руки и тянется вверх. На выдохе руки медленно опустить. Выполнять 5–6 раз. Следить, чтобы ребенок не прогибался в пояснице при подъеме рук.
  3. Принять и.п. лежа на спине. Руки свободно вытянуть вдоль тела. Ребенок должен одновременно поднять левую руку и подтянуть к животу правую ногу. Повторить с другой рукой и ногой, а затем выполнить упражнение, поднимая сразу обе руки и ноги. Повторить 6–9 раз (чередовать по 2–3 раза каждую позицию).
  4. И.п. то же. На выдохе поднять прямую ногу до вертикального положения, удержать 1–2 секунды, опустить. Повторить по 2–3 раза каждой конечностью. Родитель следит за тем, чтобы нога не сгибалась в колене.
  5. Из и.п. на животе можно сделать упражнение «Боксер». При выполнении приподнять плечевой пояс и имитировать удары руками (по 3–4 движения каждой).
  6. И.п. такое же, руки вдоль тела. Медленно напрягаясь, ребенок постепенно поднимает грудь, руки и ноги. Немного прогнувшись, положение нужно зафиксировать на 3–4 секунды, расслабиться, вернувшись в и.п. Количество подходов — 4–5 раз.
  7. Встать на колени, руки опустить, голени вместе. Развести в стороны прямые руки, ногу выпрямить и отвести вбок. Вернуться в и.п. и повторить с другой ногой. Сделать упражнение 4–6 раз. Родитель следит за осанкой ребенка.

Важным моментом также является установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и в семье. С этой целью планируются тематические родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги. Целью нашей совместной работы должно стать оздоровление детей; создание условий для охраны и укрепления их здоровья; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через занятия физической культурой.