Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5260 Методическая разработка «Использование развивающих игр в дошкольном возрасте».

Опубликовано 04.06.2019

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Лучик»

 

 

 

Методическая разработка

«Использование развивающих игр в дошкольном возрасте»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

 
 

                                                                 АВТОР: Вощенко Ю.П., воспитатель

 

ст. Отрадная, 2018 г.

 

.

Введение

«Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащения внутреннего содержания».

В.А. Сухомлинский

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет направленность основной образовательной программы дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Мы поставили перед собой цель: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Для этого необходимо добиваться, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно и радостно. Делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Поэтому в данной методической разработке сделана попытка раскрыть особенности развивающих игр и их условия, а также показать их многообразие.

 

 

 

 

  1. 1.    Особенности развивающих игр и их условия

Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

 Цель каждого короткого занятия - это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни, которая обыгрывается всеми перечисленными способами.
           К примеру, грузовик ребенку на самом деле интереснее рассматривать на улице в реальном варианте, чем просматривать картинку на мониторе или бумаге. Возьмите игрушечный грузовик, посадите в него зверушек, пересчитайте их. Затем нарисуйте грузовик или сделайте аппликацию.

          Благодаря использованию такого метода обучения у малышей появляется желание узнавать новое, творить, играть с родителями и общаться. Отношения между родителями и детьми выходят на новый уровень, они наполнены вдохновением и энтузиазмом покорять все новые и новые вершины.
          Важно понимать, что для каждого отдельного ребенка необходимо подбирать интересную именно для него игру. Ведь основная задача – это поддерживать интерес ребенка. А скучные и слишком длинные игры приведут только к чрезмерной усталости малыша. Следите за этим!

2. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

          В дошкольном возрасте ребенок активно развивается и обучается только посредством игры. И в этом помогают развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.

Развивающая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, палочек, бусинок, квадратов из картона или фанеры и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

          Среди многообразия дидактических игр, знакомых нам, есть особенные, творческие развивающие игры – это авторские игры Тепляковой, Никитина, Воскобовича, Дьенеша, Кюизенера. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество – интеллект.

          В своей педагогической практической деятельности с детьми, я использую дидактические пособия и развивающие игры О. Н. Тепляковой.

          Дидактические пособия удобны, красочны, просты, но в тоже время многофункциональны. Детали сделаны из дерева, имеют гладкую, хорошо обработанную поверхность, крупные по размеру, что позволяет их применение с младшего дошкольного возраста.

          Ценность и оригинальность игр состоит в том, что в акте игры с помощью одновременно моторной деятельности и восприятия закладываются базовые понятия, на которых построен весь предметный мир. Простые по форме и глубокие по содержанию игры О. Н. Тепляковой имеют как непосредственное, так и пролонгированное положительное действие на формирование психического аппарата и его функций, таких как моторная активность, восприятие, речь, способность к переключению внимания.

          Используя в практической деятельности с детьми набор одних и тех же дидактических пособий О. Н. Тепляковой я самостоятельно придумываю игры, ставлю дидактические задачи, а дети с удовольствием и большим интересом решают их!

Развивающая игра «Выложи знакомую игрушку»

          Задачи:

Продолжать закреплять знания о предметах ближайшего окружения (игрушки). Систематизировать знания о геометрических фигурах. Продолжать учить классифицировать фигуры по цвету. Активизировать речь. Развивать мелкую моторику.

          Ход игры:

          Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит дидактическое пособие О. Н. Тепляковой. Воспитатель предлагает выложить знакомые игрушки - неваляшки из предложенных геометрических фигур (кругов, выделяя цвет каждой игрушки.

 

 

 

 

Развивающая игра «Разноцветные ступеньки»

          Задачи:

Продолжать закреплять знания о цвете. Совершенствовать умение составлять одну группу предметов из отдельных предметов. Обозначать совокупности словами одна, много. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

Ход игры:

          Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит дидактическое пособие Тепляковой О.Н. Воспитатель предлагает ребенку выложить на доске (игровое поле) разноцветные ступеньки, по которым могут погулять пальчики или маленькие игрушки.

 

 

 

 

Развивающая игра «Разные дорожки»

          Задачи:

Продолжать закреплять знания о цвете. Упражнять в умении сравнивать предметы по длине, обозначать результаты сравнения словами (длинная, короткая). Активизировать речь. Продолжать учить классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику.

          Ход игры:

          Ребенок стоит перед мольбертом. Воспитатель предлагает ребенку выложить на доске (игровое поле)  дорожки короткую и длинную по цвету.

 

 

Развивающая игра «Найди одинаковые палочки»

          Задачи:

Упражнять в умении находить одинаковые по цвету предметы (палочки); соотносить количество предметов (палочек) словами мало, много. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

          Ход игры:

Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит дидактическое пособие Тепляковой О.Н. Воспитатель предлагает ребенку отложить палочки по заданному цвету. Уточняет, сколько палочек отложили вначале, и сколько палочек стало в конце.

 

 

 

Заключение

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр. Мы считаем, что данная работа может помочь воспитателям дошкольного учреждения в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

 


 

Список используемой литературы

  1. Методика раннего развития О.Н. Тепляковой.
    1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. —207 с.
    2. Беляков, Е. А. 365 развивающих игр [Текст] /сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.
    3. Латий, Е. А. 365 игр и затей для маленьких детей [Текст] / Е. А. Латий. – М.: ЭКСМО, 2002. - 752 с.
    4. 365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет (по уникальной методике Л. А. Вегнера) [Текст] / Гл. ред. М. Григорян. – М.: Гелиос. – 272с.
    5. Детская психология [Электронный ресурс]. - http://psyparents.ru/
    6. Пашкова, Е. pedsovet.su педагогическое сообщество [Электронный ресурс] - http://pedsovet.su/.
    7. Шашкина В. П. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] - http://pedsovet.su/load/43-1-0-1947