Методика диагностирования коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Скоропупова А.В.,
воспитатель МКДОУ детский сад № 88,
город Новосибирск
Согласно требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это важно, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Проблема формирования коммуникативных навыков традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Репина, Р. С. Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные навыки. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми, важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Формирования коммуникативных навыков младших дошкольников» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных навыков – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных навыков, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.
Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных навыков занимались такие педагоги и психологи, как О.В. Дыбина, Г.А. Урунтаева, Е.И. Щербакова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Ю.В. Филиппова и другие.
Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных навыков у младших дошкольников.
В связи с этим перед мною встала проблема подбора диагностического средства, удовлетворяющего следующим условиям:
- обьективность
- надежность
- точность
- валидность
В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных навыков я использовала:
1) Желание вступать в контакт
2) Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.
В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения и констатации коммуникативных навыков детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.
В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:
- Сюжетно-ролевую игру «День рождения у Куклы Маши». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
- Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
- Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
- Совместные игры детей на прогулке.
Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
- Нужно ли делиться игрушками с детьми?
- Ты всегда стараешься так поступать?
- Почему?
- Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
- Почему?
- Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
- Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
- Как нужно попросить взрослого о помощи?
- Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:
1) Желание вступать в контакт:
Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.
2) Умение организовать общение:
Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.
Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.
3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:
Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.
Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.
Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».
Общий балл:
Высокий уровень –15 - 18 баллов
Средний уровень – 10 - 14 баллов
Низкий уровень – 6 - 9 баллов
Анализ результатов заносится в, разработанную мною, диагностическую карту.
Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников»
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении со сверстниками |
Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении с взрослыми |
|
||||
|
|
Желание вступать в контакт |
Умение организовать общение |
Знание норм и правил в общении |
Желание вступать в контакт |
Умение организовать общение |
Знание норм и правил в общении |
Общий балл
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|