Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5267 Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС

Опубликовано 07.06.2019

Выступление на педагогическом совете.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС

Синицкая Анастасия Владимировна. 


Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС

«Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания и развития ребенка; пропаганда передового педагогического опыта воспитателей; развитие обратной связи детский сад – родитель - детский сад.

Федеральный государственный образовательный стандарт структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации на ступени дошкольного образования. Это касается и направления работы с родителями.

Главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Принимая из рук родителей новых детей, передо мной каждый раз встает сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Мамам и папам необходимо напоминать, что детский сад это только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому целью моих взаимодействий с родителями является проведение работы более интересной и насыщенной, с учетом новых инновационных форм и созданием в группе атмосферы творческого общения, взаимопонимания и поддержки.

Для осуществления цели были определены следующие задачи:

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

И намечены принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.

Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы (быть своего рода психологом). Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного воспитателя и учреждения в целом.

5. Динамичность.

Отдельно взятая группа в сегодняшнем быстро меняющемся мире должна находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны менять формы работы и направления работы воспитателя.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

А начинать (это уже проверено опытом) необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей сегодня можно условно разделить на три группы.

Первая группа «Трудоголики» – это родители, очень занятые на работе. Поэтому они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа не может активно посещать родительские собрания, консультации, тренинги, семинары. Но при правильной организации взаимодействия именно они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком работу на конкурс, примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, «Мама, папа, я – спортивная семья» или субботнике по благоустройству территории детского сада – высадка зеленых насаждений, облагораживание прогулочной площадки.

Вторая группа «Наблюдатели» – это родители с удобным графиком работы, неработающие бабушки и дедушки. Задача воспитателя – активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу группы, чтобы они не оставались на позиции пассивного наблюдателя. Как видно из практики, активными участниками мероприятий в этой родительской группе становятся бабушки и дедушки.

Третья группа «Молодой актив» – это молодые родители, с завышенными потребностями и требованиями к детскому саду в получении навыков поведения в коллективе, соблюдении правильного режима дня, обучении и развитии. Задача воспитателя – выделить из этой группы родителей энергичных мам или пап с хорошими амбициями, которые после правильной работы с ними в последствие станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателя. На эту родительскую группу и необходимо опираться при подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, я в работе со всеми родительскими группами активно использую разнообразные формы работы, которые можно разделить на традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, Дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов) и нетрадиционные (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным направлениям, презентация группы, телефон доверия, концерты, клубы по интересам, диспуты, оформление стенгазет и буклетов, информация о группе и детском саде на сайте в Интернете).

Формы работы дошкольного учреждения с семьей, предлагаемые примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», это знакомство с семьей, информирование родителей о ходе образовательного процесса, образование родителей, совместная деятельность.

Таким образом, работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы по разным вопросам развития детей включает в себя следующие мероприятия:

• Коллективные: общие и групповые родительские собрания;

консультации и семинары (теоретического и практического характера); вечера вопросов и ответов; лекции; конференции по обмену опытом (семейное воспитание); школа молодых родителей (для родителей, имеющих одного ребенка).

• Индивидуальные: консультации (это может быть эпизодическая

консультативная помощь по запросам родителей или целевая, систематическая, планомерная с привлечением специалистов детского сада компетентных в вопросах по своему направлению работы); посещения семей; индивидуальные беседы, которые проводятся с родителями систематически в течение года. Первая встреча планируется в начале учебного года. Ее цель – донести до родителей результаты уровня развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы проводятся с каждой семьей отдельно, в удобное время).

• Наглядные: памятки; тематические выставки; педагогические

информационные стенды; папки-ширмы; СМИ (газеты).

Рационально строить работу с родителями воспитанников, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, чтобы тематика мероприятий соответствовала задачам годового плана. Тогда воспитатель имеет возможность более качественно подготовиться к встрече с родительской общественностью, представить более достоверную, грамотно подобранную информацию по интересующим вопросам из разных образовательных областей.

Работа педагога с применением разнообразных форм взаимодействия с родителями будет иметь положительный результат только в случае равноправных партнерских отношений педагог – родитель, при правильном стиле управления детским коллективом и родительской группой.

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых инновационных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.