Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5276 "Основные направления работы по организации театрализованной деятельности в детском саду"

Опубликовано 12.06.2019

Галкина Алина Николаевна

МБДОУ д\с №47 г.Красногорска МО,

воспитатель 

 

"Основные направления работы по организации театрализованной деятельности в детском саду"

 

     Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

В работе по художественно-эстетическому воспитанию важна продуманная организация театрализованной деятельности детей. Это поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., в конечном итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

В организации работы  используется подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности (А.И. Буренина и др.):

— мотивация к игре;

— определение темы и цели игры:

— выбор игровых средств, распределение ролей;

— апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);

— достижение игровой цели;— осознание результатов игры.

Благодаря этому создаются условия, при которых дети самостоятельно находят способ решения проблемы, что способствует развитию дошкольников, как художественно-эстетическому, так и личностно-творческому.

Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста используются следующие дидактические принципы:

психологического комфорта — создание условий, в которых дети чувствуют   себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов.

творчества (креативности) — максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

 целостного представления о мире — формирование не просто штучной картины мира, но и личностного отношения ребенка к полученным знаниям, а также умения применять их в своей практической деятельности;

вариативности — развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми;

учета индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом (минимакса). Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в

промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями.

Данные принципы должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе.

 Направления:

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.

Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

Основы актерского мастерства. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения; формирование способности понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучение приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки и др.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.

Творческая театральная мастерская. Рисование разными материалами по сюжету спектакля; посильное участие в оформлении изготовлении декораций, игрушек, кукол, костюмов и элементов к ним.

Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.Прививание детям любви к тесному искусству, развитие умений сопереживать героям сказок оценивать поступки действующих лиц.

              Работа с родителями

Успешность художественно-эстетического развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье.

Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу. Необходимо убедить родителей о важности художественно-эстетического воспитания, поскольку оно связано с развитием эмоционального мира ребенка и его и интеллектуальным развитием, формированием важных духовно нравственных понятий. А самое главное — без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребёнка. Родители не только присутствуют на занятиях, но и активно в них участвуют.

 Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятиях поможет снизить нагрузку на детей, повысить качество художественно-эстетического развития. Таким образом, успешность художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, педагоги детского сада должны соблюдать следующие принципы взаимодействия с родителями:

— уважительно относиться друг к другу, поддерживать своих коллег во всех творческих начинаниях;

— к личности ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми;

— к родителям, привлекая их в качестве союзников к активному участию в процессе художественно-эстетического воспитания ребенка;

— учитывать точку зрения самого ребенка, не игнорировать его чувства, эмоции, желания, привязанности и антипатии;

— проникнуться чувством искреннего уважения к деятельности ребенка, к тому, что создается им в процессе этой деятельности (рисунок, песенка, танец, сказка, мелодия, сочиненная на музыкальном инструменте, и т.д.);

—поддерживать инициативу, самостоятельность ребенка, тем самым способствуя развитию у него уверенности в своих силах и возможностях;

— воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к родителям, стремление вовлекать их в совместные действия, игры.

Формы работы с родителями

Основы домашнего театра. Обучение организации домашнего театра (кукольного, драматического), в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи и дети. Практические занятия для родителей по организации домашнего театра:

— игры-имитации;

— ролевые;

— игры-импровизации;

-кукольные представления

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки или изготавливая кукол своими руками.

К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать ребёнка.

Домашние постановки помогают удовлетворить потребность ребенка в самовыражении.

Проявляя заботу о художественно-эстетическом развитии ребенка, родители могут продумать возможность посещения театра (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений — оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений.

  Мастерство руководства игрой. Система обучающих занятий родителей по руководству игровой деятельностью, приобщению детей к искусству театра и развитию творческой активности и игровых умений.

Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности.  Детям важно предоставлять свободу передвижения и пространство для игр, возможность пользоваться атрибутами и элементами костюмов.

Родители также могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности детей. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание записанных на аудиокассетах и др. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Театральная гостиная. Проводятся тренинги креативности и готовности к организации творческой деятельности; даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.

   Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра; работа по художественно-техническому оформлению спектакля.

Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности. Эффективная форма работы с родителями. Конечно, не всех их можно привлечь к активному участию в подготовке и проведении, но всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Родителям, которые стесняются выступать на публике, можно предложить,например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, несложные музыкальные инструменты для детского оркестра.

Ну а для самых занятых и стеснительных родителей предложить поддерживать своих детей во время праздников.

Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детейМогут проводиться индивидуально, когда есть необходимость в Общении с отдельной семьей. Например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать художественно-эстетическое воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае

можно использовать, так и коллективно.

Родительские собрания. Могут быть посвящены темам, наиболее актуальным в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми спектаклю, празднику, организацией совместного посещения кукольного театра, музыкального спектакля, циркового представления и т.д.

Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.

Домашние задания. Являются важной формой взаимодействия. На занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Дневник достижений. В него вносятся различные достижения ребенка.

 Задача родителей — содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к драматизации, пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов — научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую художественно-эстетическую среду, организуя семейный досуг.

Работа с педагогами

      Построение театральных занятий имеет определённую специфику. Здесь нет деления на детей и педагогов, здесь есть участники совместного творческого поиска.

Это означает, что педагог должен быть организатором детской жизни, разделяющим с детьми их радости и успехи.

Педагогу важно быть в центре этой жизни, понимать происходящее, входить в интересы играющих, умело их направлять.

Деятельность педагога прежде всего необходимо обратить на то, чтобы сплотить и увлечь играющих детей, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими. Поэтому взаимоотношения детей находятся в сфере внимания педагога постоянно. В театральной игре все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами. Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому.

Совместная творческая деятельность — прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста.

Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и детей.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.

Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры вырабатываются способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

В соответствии со сказанным мы выделяем следующие направления работы с педагогами.

 Мастерство руководства театральной игрой. Система обучающих занятий для педагогов по руководству театрально-игровой деятельностью, направленной на воспитание у ребенка основ эстетической и общей культуры, развитие внутреннего мира ребенка, его духовно-нравственных качеств, приобщение детей к искусству театра и развитие творческой активности и игровых, импровизационных умений детей.

Творческая мастерская. Изготовление совместно с детьми костюмов, декораций, игрушек, масок, кукол для театра, оформление спектакля.

 Театральная гостиная. Тренинги креативности и готовности к организации творческой деятельности, где даются основы актерского мастерства, углубляются и систематизируются знания о выразительных средствах общения, отрабатываются манеры поведения на сцене.

Основы режиссуры. Обучающие семинары-практикумы по организации театрализованной деятельности, сценарной, режиссерской и постановочной работы с детьми, формирование умений через все виды детской деятельности проводить решение задач, направленных на художественно-эстетическое развитие.

Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности. Сценарная, режиссерская и постановочная работа с детьми, работа над целостным спектаклем: анализ содержания произведений, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и др.

 

 

 

 

Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.

Среда — одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно-эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и подкрепляет их креативное поведение, предоставляет образцы творческого поведения для подражания, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, а также формирует целостное представление об искусстве.
При организации и оформлении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, рекомендуется опираться на следующие принципы (М.Д. Маханёва, А.В. Щёткин и др.):

комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии ДОУ должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющих детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

активности. Стимулирует познавательную деятельность ребёнка.

свободы и самостоятельности. Позволяет ребенку самостоятельно определять своё отношение к среде, выбирать то, что ему по душе;

новизны. Способствует получению детьми психической и фактической возможности поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами. Так же следует учитывать и другие компоненты среды.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности имеются разнообразные материалы, ткани, костюмы или отдельные элементы костюмов для ряжения. Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения: музыкальный и театральный залы, костюмерная, гримерная, комната сказок и др.

Важна также эмоциональная насыщенность как неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, всегда пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

При проектировании театральной зоны в группе учитываются возрастные, индивидуальные, психофизиологические особенности ребенка и предусматривается возрастная адресованность оборудования и материалов.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зонах для театрализованной деятельности размещаются оборудование и материалы.

Таким образом, в данных условиях развивается не только интеллект, но и нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности дошкольника. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности, чувства собственного достоинства. А созданная в группах обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему.

Для организации процесса художественно-эстетического развития предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать не только возможность для активности, самостоятельности  и творчества ребенка, необходима прежде всего ее эстетическая организация. Ученые (Т.С. Комарова, Л.Л. Редько, О.Ю. Филлипс, Р.М. Чумичёва) убеждены, что развивающий эффект предметно-пространственной среды зависит от того, насколько она эстетически оформлена и организована (по законам красоты), пронизана художественным содержанием.
Художественно-эстетическая среда представляет собой пространство, заполненное произведениями искусств, позволяющими ребенку соприкасаться с красотой, знакомит его со средствами выразительности искусств и обеспечивает его самоподготовку к усвоению культурно-сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и т.п.), отраженных в художественном образе. Ребенок, действуя в данной среде, трансформирует ее и усваивает качества, свойства, специфические взаимосвязи тех или иных художественных элементов. Или же он самостоятельно закрепляет ранее усвоенные способы познания искусств, упражняется в художественно-творческой деятельности. При этом элементы, насыщающие художественно-эстетическую среду, должны подбираться на основе:

— разнообразия, оригинальности и специфичности тем, содержания и выразительно-изобразительного языка того или иного вида искусства;

— сочетания русского и регионального (национального) компонента в подборе произведений искусства;

— одномоментности восприятия искусств зрительных, речевых и слуховых.

Главное достоинство специально организованной среды заключается в том, что ребенок постоянно находится в мире прекрасного. Эстетически организованная и развивающая среда обладает воспитательными возможностями, поскольку активизирует и развивает у детей эстетическое восприятие и образное представление.

Учеными в области исследования проблем художественно-эстетического воспитания выделяются следующие доминантные качества среды.

1.Гармоническая насыщенность образовательного пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами-носителями природных качеств. При этом очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они — важнейший фактор формирования личности и эстетического отношения. Должны организовываться постоянно действующие выставки эстетического творчества самих детей, их творческих работ и проектов, а также эпизодические тематические выставки в зале, изостудии, групповых комнатах, холлах, коридорах и других помещениях образовательного учреждения

2.Среда должна быть разнообразной, сложной, вариативной и динамичной, включать компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности, в процессе которых осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять, эстетически и интеллектуально насыщать с учетом специфики детского восприятия, стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности. Это вызывает у детей стремление к поиску творческих ориентиров.

З. Среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.

4.Среда включает влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и воспитанников.

5.В создание среды надо активно включать детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по ее организации и преобразованию. В результате такой активности у детей будут формироваться художественные эстетические чувства и способности. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.

   6.Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование. необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, либо были доступны, очень важно приучать детей все материалы убирать на место.

  1. При формировании эстетической среды необходимо выработать единый подход как к оформлению территории, так и к созданию интерьера здания ДОУ и его помещений.

Однако при этом эстетическое решение каждой группы должно сохранять своеобразие.

8.Важно учитывать историко-культурные традиции образовательного учреждения и региона как естественного эстетического средового фона.

 

 

Автор: Галкина А.Н