Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5279 Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Опубликовано 13.06.2019

                                                                                          Петрова Светлана Викторовна

                                                                                          МБДОУ №17 г. Нерюнгри,

                                                                                          воспитатель

Статья "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

           В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является  несформированность мелкой моторики рук, что в дальнейшем отрицательно сказывается на ранних стадиях обучения в школе.                                                                                                                                                                         В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

             Основная задача дошкольного воспитания заключает в себе создание наиболее комфортных условий пребывания и раскрытия индивидуальных особенностей, возможностей и способностей малыша, не стоит торопить, не стоит форсировать темп и срок развития ребенка, не стоит переводить его на школьный режим. Необходимо ребенку позволить быть самим собой. Российский ученый Бехтерев В. М. своими многочисленными исследованиями и работами уверенно доказал неопровержимое влияние манипуляции кистей рук на речевое развитие. При ежедневных занятиях развития и совершенствования мелкой моторики можно значительно улучшить качество произношения звуков, а это значит развить речь. Совершенно простые движения рук снимают усталость, напряжение не только с рук, но и с губ, способствуют улучшению произношения звуков, то есть способствуют развитию речи. Научные работы Кольцовой М. М. доказывают, что в коре больших полушариях мозга довольно обширное представление имеет каждый палец руки. В тех случаях, где у ребенка происходит своевременное развитие речи, этот факт используется как развивающий и совершенствующий. Ученые- нейробиологи и психологи, которые занимаются активными исследованиями функциями головного мозга и психического развития детей неоднократно доказали и подтвердили существование связи между моторикой руки и развитием речи. Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Еще во втором веке до нашей эры китайским целителям было известно о влиянии на развитие мозга мануальных (ручных) действий. Ученые и специалисты утверждали, что активные игры с участием пальцев и рук приводят в отношение полной гармонии тело и разум, активизируют мозговые системы. Намикоси Токудзиро, японский врач, в системе своих открытий и исследований создал методику оздоровления и воздействия на руки. Он доказывал, что на пальцах рук расположено огромное количество рецепторов, которые посылают свои импульсы в центральную нервную систему человека. Китайские ученые и восточные целители пришли к выводу, что каждый палец несет влияние и взаимосвязь с определенным внутренним органом. Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами. Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки  как :«Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой»  (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки — ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень (показываем запястье), тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Игры и занятия на освоение и развитие мелкой моторики проходят увлекательно и притягательно. Одним из показателей интеллектуального развития ребенка является развитие мелкой моторики кистей рук. Родители совместно с работниками дошкольных учреждений должны активно заинтересовывать ребенка, превращать обучение в интересную игру, поощрять и хвалить ребенка не только за то, что он делает, но и за то, что он пытается и старается сделать. Активное развитие мелкой моторики важно для всей дальнейшей жизни ребенка. В своем развитии ребенок идет от простого к более сложному, от простого захвата игрушки и удерживания ее всей кистью до более сложного — брать предмет большим и указательным пальцами, показывать его окружающим и перекладывать на другое место. Ребенка учат держать ложку, вилку, карандаш, учат держать ножницы и владеть ими. Для того, чтоб определить уровень готовности и развития речи детишек первых лет жизни учеными разработан следующий метод: ребенка просят показать сначала один указательный пальчик, потом указательный и средний, а затем три пальчика — указательный, средний и безымянный. Дети, у которых пальчики могут двигаться изолированно — это говорящие дети. Если мышцы ладошки и пальцев напряжены, пальцы могут сгибаться и разгибаться только вместе, каждый пальчик изолированно двигаться не может, мышление у этих детей затруднено — это дети не говорящие. Следовательно, пока движения пальчиков не станут свободными, мышление и речь будут затруднены. Когда движение пальчиков ладошки достигнет определенной точности, начнется формирование активного словаря. У ребенка уже сформирован достаточный пассивный словарь, он живет и общается со взрослыми и сверстниками, приобретает некий жизненный опыт. Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.

    Развитию мелкой моторики способствуют:

 -массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками

‒ пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки

‒ настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности

 ‒ игры с сыпучими (песок, крупы), пересыпать из одной емкости в другую, спрятать в одной из емкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать

 ‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;

‒ лепка из пластилина, теста, глины

 ‒ застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д. Все эти занятия и игры должны происходить не только под строжайшим наблюдением, но и при активном их участии взрослых, ребенок может пораниться или сунуть что-либо в рот или нос. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте.

  Физические упражнения так же оказывают положительные воздействия на развитие мелкой моторики. Это разнообразные висы и лазания на гимнастических лесенках и перекладинах, эти упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Движения и игры на свежем воздухе способствуют большему обогащению полушарий кислородом, что способствует благотворному влиянию на все рецепторы головного мозга. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Чтоб развить у ребенка речь, недостаточно развивать только мелкую моторику, необходимо как можно больше общаться и разговаривать с малышом, четко проговаривать все свои действия, называя предметы и их качества, активно общаться как в игре, так и в быту. Так же необходимо рассказывать малышу о том, что его окружает, что ему знакомо и близко, читая сказки обязательно надо рассматривать иллюстрации, предлагать ребенку самостоятельно переворачивать красивые страницы самостоятельно. Важной задачей педагога дошкольных учреждений является вовлечение родителей в активную работу с детьми, превратить всю «работу» в интересную и увлекательную игру. Согласованное действие рук и глаз — определяет правильное развитие мелкой моторики, а также сформированность сенсомоторной координации у ребенка. Окружающую действительность маленький ребенок изучает с помощью зрения, пытается контролировать свои действия и движения, благодаря самоконтролю действия со временем становятся более точными и совершенными. Глаз как бы «показывает» руке направление действия, еще больше новой информации малыш получает при определенных действиях и манипуляциях с предметами. В настоящее время изготавливается очень много развивающих игр, игрушек, игровых наборов, которые способствуют развитию мелкой моторики, направлены на развитие внимания, тщательного рассматривания и сопоставления предметов. Каждая игра — это общение ребенка с окружающим миром, где он живет и развивается. В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, а особенно это заметно у детей городских. Для общего комфорта сейчас ботинки — на липучках, куртки — на молниях, а всего 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше заниматься мелким ручным трудом: шнуровать, застегивать, перебирать крупу, стирать белье, штопать, вязать, пришивать пуговицы.

Система образования в нашей стране направлена на развитие логического мышления, на изучение иностранных языков, точных наук и анализирование — то есть на развитие левого полушария, в работе используется чаще правая рука. Правое полушарие отвечает за восприятие музыки, искусства, фантазии. Развивая мелкую моторику, следует помнить о том, что у ребенка две руки, правая и левая, все развивающие упражнения следует дублировать, как правой, так и левой рукой. Чем «спокойнее, умнее и уверенней» руки ребенка, тем «спокойнее, умнее и уверенней» чувствует себя ребенок в окружающей его среде. Малыш от природы, на уровне подсознания владеет огромным запасом инстинктов, форм поведения и чувств, которые помогут ему быть жизнестойким. В процессе воспитания много зависит не только от знаний, умений и жизненного опыта родителей, но и от их умения предупреждать, догадываться и чувствовать своего ребенка. Ребенок дошкольного возраста — это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать их. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

            В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

-Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. В этих играх у ребенка развивается мелкая моторика, речь, память, способность слушать и сосредотачиваться.

- Сухой бассейн (используется пластиковая коробка, наполненная фасолью, отыскивали спрятанную фигурку и на ощупь определяли, что было спрятано).

- Нанизывание — для игры использовался материал совершенно разный, крупные бусины мелкие геометрические фигурки, мелкий набор овощей, фруктов и животных с дырочкой нанизывались на шнурочки.

- Трубочки разного диаметра,  пазлы   разной формы, из различного материала, мягкие и жесткие, раскручивание и закручивание крышек разного размера и диаметра, чтоб было интереснее  прятали внутрь мелкие баночки или бутылочки фигурки.

- Многофункциональные застежки и запоры (пуговицы, кнопки, шнурочки, липучка, петельки, шпингалеты, крючки, задвижки, выключатели…) 

-Чудесный мешочек — на ощупь определяли спрятанную в мешочке игрушку и называли ее.

 Данные виды деятельности очень мобильны, в них легко вносить дополнения и изменения. Так же вовлекаю родителей, они принимают активное участие в изготовлении различных пособий и поделок. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.