Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5280 Педагогический совет в ДОУ «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Опубликовано 13.06.2019

Борисенко Анна Валерьевна
Махотина Наталья Евгеньевна

МДОУ "Детский сад № 225" г. Ярославль


Педагогический совет в ДОУ

«Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Задачи:

ü Формировать положительные взаимоотношения между педагогами, благоприятный микроклимат.

ü Сформировать компетенции  в вопросе педагогической этики  педагога.

ü  Определить образ идеального педагога 21 века.

ü Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

 

Ход педагогического совета

 

       Начать наш педагогический совет мы хотели бы с высказывания Ж.Ж.Руссо «Педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества».

       Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть настоящий педагог с точки зрения педагогической этики. Что такое этика?

Проводится игра «Синквейн».

1 строка – это тема синквейна.(ЭТИКА)

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.

4 строка – одно предложение, выражающее свое отношение к теме.

5 строка – одно слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.                 

Пример

«Этика
философская, нравственная
изучает, анализирует, обосновывает
систему норм нравственного поведения
учение о морали»

      Этика – это философское учение, которое объясняет нормы поведения, мораль человека или группы людей.

       Что такое педагогическая этика? Это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

            Мы сегодня будем говорить о педагогической этике. На сегодняшний день ее соблюдение является обязательным для каждого педагога. Это закреплено на федеральном уровне в законе об образовании в ст. 48«Обязанности и ответственность педагогических работников».

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

 

   На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует:

  1. I.                  Требования к личности педагога,
  2. II.             Общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, родителями.
  3. III.         Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 

       Давайте подумаем, каким должен быть «Современный педагог». Нарисуем портрет современного педагога.

 

Проводится Игра «Составь портрет» - наиболее значимые качества воспитателя.

Инструкция: Уважаемые коллеги, на своих разноцветных листочках напишите наиболее на ваш взгляд значимое качество личности или умение воспитателя.

Прикрепите листочки к нашему дереву.

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Педагогам дается 1 минута на размышление. Свой ответ пишут на «листочке", из которых затем составляется «дерево».

  1. I.    Требования к личности педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

 

Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

3.  Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

7. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

 

II. Общение педагога

Неотъемлемым компонентом педагогической этики является общение педагога

Нам бы хотелось рассказать Вам одну притчу.

      Великий  мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

      «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

      «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?!

Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?!

Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

      Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

      «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

      «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец».

         Эта мудрость, говорит о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Каждый знает, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может лечить или убить.

        Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса:

С кем общается педагог в рамках своей профессиональной деятельности?

 

Общение с воспитанниками

Решение кейса:

1)                 Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2)                 В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3)                  Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим

4)                 При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения. (учёт индивидуальных особенностей).

5)                 Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку. При оценке достижений воспитанников  педагог стремится к объективности и справедливости (доброжелательность, объективность, справедливость ко всем детям).

6)                 Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7)                 Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему  воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

8)                 Педагог  толерантно относится к религиозным убеждениям и национальности своих воспитанников.

 

  Решение ситуаций. Педагоги делятся на 2 команды

Ситуация 1

      Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Комментарий психолога. Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

       Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от

конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения.

Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд

или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

 

Ситуация 2

     Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Комментарий психолога. Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

 

Общение с родителями

  • Педагог при общении с родителями (законными представителями) постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
  • Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

 

 

 

  • Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
  • Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями) проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.
  • Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
  • На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

Процедура выполнения: Педагогам предлагается  в подгруппах создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства, и портрет того  родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?

3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

 

 

Общение с коллегами

  •    Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
  •    Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях (неконфликтность)
  •    Деятельность педагога может подвергаться объективной критике, которая должна быть внутренней, т. е. не за пределами ДОУ. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и

принимаются в открытых педагогических советах. Места сплетням нет (отсутствие сплетен).

  •    В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
  •    Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, детьми, коллегами. 

         В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

  • Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
  • Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения этим различиям.
  • Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.
  • Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта  найдется всегда.

Еще один компонент педагогической этики – это принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 

III. Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 

1. Аккуратность и опрятность

      Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной, выглядеть новой.

      Обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня.

     Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали.

       Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах).

 

 

 

2. Сдержанность

       Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность.

     Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль.

       Используйте простые неброские украшения, выдержанные в деловом стиле.

Для дневного макияжа и маникюра уместны неяркие спокойные тона.

      Всем сотрудникам ДОУ запрещается использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды и обуви:

        3. Одежда

      Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали).

Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.)

       Пляжная одежда. Прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками.

        Декольтированные платья и блузки (открыт V- образный вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.)

       Вечерние туалеты

       Платья, майки и блузки без рукавов (без пиджака или жакета)

       Мини-юбки (длина юбки выше 3 см от колена)

      Слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины

      Одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани

      Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки

4. Обувь

       Спортивная обувь (в том числе для экстремальных видов спорта и развлечений)

       Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки)

       Обувь в стиле “кантри” (казаки)

       Массивная обувь на толстой платформе

        Вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих тканей и т.п.)

       Высокие сапоги-ботфорты в сочетании с деловым костюмом

       В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

5. Волосы

      Экстравагантные стрижки и прически

      Окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (например, неоновые оттенки).

      На окрашенных волосах видны отросшие корни, сильно отличающиеся по цвету от основного тона волос.

6. Маникюр и макияж

      Маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.)

      Маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы)

      Вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов

      Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ – не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей.

 

СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ВИДА СОТРУДНИКОВ

 1. Одежда

     Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины.

       Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета.

      Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя.

        Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки, дырки и т.п.)

        Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В теплое время года допускается ношение футболок без символики.

        В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.

        Чулки и колготы телесного или черного цвета ровной фактуры без орнамента. Предпочтительно ношение колгот или чулок в течение всего года.

2. Обувь

Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.

Предпочтение моделям с закрытым мысом и пяткой.

Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы, но не превышать 10 см.

3. Волосы

Стрижка аккуратная (не экстравагантная).

Длинные волосы (ниже плеч): для сотрудников, ежедневно контактирующих с детьми, волосы должны быть заколоты.

Цвет волос предпочтительно естественных тонов.

4. Украшения

Допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т.п.

Кольца – не более трех (одно из которых обручальное).

Цепочка – не более двух.

Часы среднего размера.

Серьги небольшого размера.

Пирсинг и тату допускаются только в том случае, если они скрыты одеждой.

5. Руки

Длина ногтей должна быть удобной для работы.

Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.

6. Гигиена и макияж

Макияж дневной, легкий, естественных тонов.

Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом.

 

Коллеги, перед Вами правила педагогического общения. Давайте сделаем их обязательными для исполнения. И не будем забывать, что педагогическое общение – это основа педагогической работы.

 

Правила «Педагогического общения»

Памятка для педагогов ДОУ

 

  1. Входи в группу детей с улыбкой.
  2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
  5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
  10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  12. Живи интересами детей и их надеждами.
  13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
  15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
  16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

        Давайте пожелаем друг другу успехов в нашей интересной, сложной, ответственной работе!!!