Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5284 Методическое обеспечение программы дополнительного образования "Волшебный лоскуток" (Кинусайга)

Опубликовано 14.06.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №52

Муниципального образования

г. Новороссийск

 
 

Методическое обеспечение программы дополнительного образования

«Волшебный лоскуток»

(Кинусайга)

 

Выполнила воспитатель

Чумак И.Г

 

 

 

Пояснительная записка..

Мы много знаем про такие техники как аппликация, оригами, лоскутное шитье «ПЭЧВОРК».  Часто используем их на своих занятиях с детьми, но всегда хочется попробовать что-то новенькое. Совсем недавно я узнала про такую технику, как «Кинусайга» Неповторимое искусство «Кинусайга» взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия эта техника вновь стала актуальной и возродилась как вид творчества. Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества, прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой «Кинусайга» желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно. Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья, великолепные образцы таких же изделий шили мастерицы севера Скандинавии, запада США. Кстати, картины кинусайга очень часто называют техникой «пэчворк без иголки» - ведь эти лоскутки не надо сшивать!Техника «Кинусайга» - чудо, сделанное из лоскутков ткани. Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

Данная программа направлена на решение одной из главных задач – всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребѐнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с разными материалами (бумагой, деревом, пластилином, тканью) позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить внутренний мир и приобрести умение осуществлять совместную деятельность с детьми, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Что подтверждают известные слова советского педагога Василия Александровича Сухомлинского «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В современном мире, часто у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются сложные или слабые дефекты речи. Некоторые дети замкнуты, мало общаются со сверстниками, и имеют небольшой словарный запас для своего возраста. Главная же задача воспитателя, подготовить ребенка к школе. Поэтому, большое значение имеет готовность руки ребѐнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом Актуальность данной программы заключается в том, что использование техники «Кинусайга» в образовательном процессе, в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования еѐ как средства дополнительного образования детей в ДОУ с целью развития мелкой моторики рук, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию. Выполнение работ требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Практическая деятельность в обработке ткани требует точности, что позволяет развивать у ребенка чувства аккуратности, бережного отношения, а также учит экономно расходовать материал. Развивается глазомер. В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления работ в технике «кинусайга» за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет ввести детей в мир искусства «кинусайга» с помощью исторических сведений и фактов.

Целесообразность.

 Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации через освоение техники «Кинусайга» . Знакомство с разнообразными видами ручного рукоделия, техникой«Кинусайга»; 

формирование технических умений и навыков в работе с тканью,разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пенопласт);

формирование интереса к творческой деятельности, художественного вкуса, эстетического восприятия формы, цвета;

формировать представления о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров;

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

развивать мелкую моторику рук и глазомер;

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Сроки реализации программы 1 год.

Тематический план.

Раздел программы

Колиество часов

 

1.

2.

3.

4.

Сентябрь

Вводное занятие.

Как появилисть ткани. История возниковения ткани.

Свойства ткани, разнообразие ткани и ее виды.

Что такое «Киносайга»?

 

 

8

 

5.

6.

Октябрь

Вырезание шаблонов для подделок.

Перевод шаблона на пенопласт.

 

4

 

7.

Ноябрь

Изготовление пано «Осенний натюрморт».

 

6

 

8.

Декабрь

Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга»

 

8

 

9.

Январь

Коллективная работа. Композиция из цветов. (панно в технике Кинусайга)

 

8

 

10.

11.

Февраль

Подарок папе

Подарок маме

 

8

 

12.

Март

Оформление фото рамки

 

8

 

13.

Апрель

Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники кинусайга

 

8

 

 

 

14.

Май

Оформление выставки работ

8

 

 

Работа с родителями

Мастер - класс

6

Итого часов

 

72

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Тема

№ занятия

Программное содержание

Количество часов

Оборудование, материалы

1.Вводное занятие.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как появились ткани? История возникновения ткани

Сентябрь

 

 

 

 

3. Свойства ткани. Разнообразие ткани, ее виды.

Сентябрь

 

 

 

 

 

4. Что такое Кинусайга?

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

 

 

 

Познакомить детей с историей возникновения ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей со свойствами ткани. Рассказать о видах ткани и уместности ее применения для конкретной поделки. Дети на практике знакомятся с видами ткани и еѐ свойствами.

 

 

 

 

Познакомить детей с историей возникновения техники Кинусайга.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

5. Вырезание шаблонов для поделок.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Перевод шаблона на пенопласт

Октябрь

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Познакомить детей с правилами работы с тканью, правилами разметки шаблонов. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Совершенствовать навыки вырезания; развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

Познакомить детей с техникой перевода шаблона на пенопласт. Дети самостоятельно выполняют работу.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

7. Изготовление панно «Осенний натюрморт»

Ноябрь

 

7

 

Учить детей правильно выполнять поделки в нетрадиционной аппликативной технике. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные этапы работы.

 

6

 

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

8.Изготовление елочных игрушек в стиле «Кинусайга»

декабрь

 

8

 

Способы и правила еѐ составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

 

8

 

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

9. Коллективная работа. Композиция из цветов. (панно в технике Кинусайга)

Январь

 

 

9

 

 

Познакомить с основным понятием “композиция”, способами и правилами еѐ составления. Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства. Коллективная работа. Композиция из цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего” и выполняют композицию.

 

8

 

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

10. Подарок папе

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Подарок маме

Февраль

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Познакомить детей с примерами изготовления. Дети самостоятельно выбирают шаблон  поделки. воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Своей поделки Выполняют необходимые заготовки и делают поделку.

 

 

 

Познакомить детей с примерами оформления праздничных картин. Контролировать выполнение необходимых заготовок для картины. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей картины. Выполняют необходимые заготовки и изготавливают картину.

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Оформление фото рамки

Март

12

Знакомство с примерами оформления фото рамки в стиле кинусайга. Просмотр презентации «Фото рамка». Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Воспитывать интерес к конструированию из ткани. Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки. Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

8

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

13. Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники кинусайга

Апрель

13

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы. Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук. Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельно выполняют необходимые заготовки и собирают в единое полотно все элементы.

8

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

14. Оформление выставки работ

14

Познакомить с приемами работы в данной технике Выполнение работ первого уровня сложности.

8

Ножницы для разрезания ткани, клей ПВА, клей-карандаш, которым ткани будут приклеиваться к поверхности пенопласта. Карандаш для нанесения рисунка, стек или любой похожий инструмент для заправки ткани в прорезь. Рисунок распечатанный на бумаге можно нарисовать самим.

 

 

 

Список литературы

1 Домовята. Мастер- классы. Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/rositux/post251159849/

2 Картина на кухню своими руками. Интернет ресурс. Режим доступа: http://sladkiyson.net/kukhnya/kartina-na-kukhnyu-svoimi-rukami-dlya-chego-nuzhny-vilki-lozhki-pugovitsy-tarelki-i-superkle

3 Картины в технике пэчворк на пенопласте. Интернет ресурс. Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/69042

4 Кинусайга – пэчворк без иголки. Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/greenmay/post301745457/

5 Коллажи для кухни своими руками. Интернет ресурс. Режим доступа: http://sladkiyson.net/kukhnya/kollazhi-dlya-kukhni-svoimi-rukami-v-khod-idut-vilki-lozhki-i-drugie-predmety

6 Обезьяна из носка: мастер-класс. Интернет ресурс. Режим доступа: HTTP://MAMASCHOOL.RU/KAK-SSHIT/OBEZYANA-IZ-NOSKA-MASTER-KLASS

7 Основатель техники кинусайга — японка Маэно Такаши. Интернет ресурс. Режим доступа: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.536603246370363.122761.220052874692

8 Пэчворк без иголки: мастер-класс для начинающих. Учимся технике кинусайга. Интернет ресурс. Режим доступа: http://fb.ru/article/135075/pechvork-bez-igolki-master-klass-dlya-nachinayuschih-uchimsya-tehnike-kinusayga#image357726

9 Tехника кинусайга, пэчворк без иголки. Интернет ресурс. Режим доступа: http://forum.knitting-info.ru/index.php?showtopic=77820&st=0

10 Японские пейзажи из шелка от Маэно Такаси Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/090410/12312/