Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5307 НОД с детьми старшей группы "Почемучки" тема "Анализ сказки при помощи "Системного оператора""

Опубликовано 26.06.2019

Харитонова Марина Викторовна
МДОУ Новомалыклинский детский сад "Сказка"
Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Новая Малыкла
воспитатель

 

НОД

с детьми старшей группы «Почемучки»

Тема: «Анализ сказки при помощи «Системного оператора»

Цель: формировать умение системного анализа сказки;

Задачи:

Развивать умения детей анализировать, обобщать, прогнозировать.

Формировать умение создавать новый сюжет сказки.

Продолжать развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу, жить дружно и не жадничать.

 

Оборудование: иллюстрации к сказкам «Два жадных медвежонка», «Красная Шапочка», «Гуси – лебеди», «пятиэкранка», магнитофон.

 

Ход НОД.

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы слушать и читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая

Воспитатель. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).

- Попробуйте отгадать мою любимую сказку.

- Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Проголодались они. Понурые, брели они рядышком. — Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожало­вался младший. — И мне хочется! — сказал старший.

 

Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто это? (медвежата)

-Как сказка называется? (Два жадных медвежонка) (Выставляется в центральное окошко картинка-система).

- Куда пошли медвежата? (По свету искать счастья- выставляется картинка – надсистема).

Воспитатель: - Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круг­лую головку сыра. (картинка сыр – подсистема).

Воспитатель: - Ребята, а где жили медвежата?

 (Нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще

с доброй мамою своей.) (Картинка –прошлое).

 

Воспитатель: - Почему медвежата поссорились, когда нашли сыр? ( Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боял­ся, что другому достанется больше).

- Что предложила лиса, когда подошла к ним? (Помочь медвежатам поделить сыр) (Картинка- будущее)

- Ребята, скажите если бы медвежата жили дружно и не жадничали, то как могла бы закончиться сказка? (Если бы медвежата поделили сыр сами, они оба наелись бы даже в том случае, если бы один кусочек оказался чуть меньше другого. Поделили сыр на троих).

 

Динамическая пауза: «Медвежата»

 

Медвежата в чаще жили,

В лес ходить они любили,

Вот так, вот так,

В лес ходить они любили. /Дети показывают движение, имитируя   ходьбу медвежат/                                           

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали. /Дети показывают движение - качание руками в стороны/.

Быстро с дерева слезали

Нос от пчел свой защищали,

Вот так, вот так.

Нос от пчел свой защищали. /Дети показывают движение - отмахиваются ладошками у своего лица/.

Воспитатель: - Продолжаем путешествие по сказкам.

Звучит запись со звуками леса, пением птиц, воем волков.

Воспитатель: - Жила была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Хотите узнать, что с ней случилось?

Дети: Да.

(Воспитатель помещает Красную Шапочку в центральный кармашек- система.)

Воспитатель: Какая хорошая девочка.

 (Выставляется в окошко картинка с изображением красной шапки, корзины с пирожками и горшочка с маслом.- подсистема).

- А как её зовут? Почему? Что у неё в руке?  (Ответы детей)

Воспитатель: - Где и с кем она жила? (В одной деревне, с мамой) (картинка деревни -прошлое).

(Добавляется картинка с изображением волка в центральный кармашек-настоящее)

Воспитатель: Кто это? (Волк).

-Где встретила Красная Шапочка волка? (В лесу) (Картинка леса -надсистема).

-Ребята, скажите, какую ошибку сделала Красная Шапочка, когда пошла в лес? (Нельзя детям одним ходить в лес. Разговаривать с волком).

-Волк какой: опасный, злой, страшный, грубый, зубастый, способный причинить вред.  

-Какой плохой поступок совершил волк? (Съел бабушку и Красную Шапочку?)

-Почему он это сделал? (Был голодный и одинокий,)

-Как волку помочь, чтобы он стал добрым, заботливым, помощником человека?

 (Угостить пирожками, отправить в школу хороших манер, победить хитростью, предложить игу, рассказать о хороших поступках).

Воспитатель: Как вы думаете, что было с Красной Шапочкой и её бабушкой потом? (волк проводил Красную Шапочку к бабушке, стали они жить вместе. Бабушка вкусный обед варила, волк дом охранял – система-будущее).

Воспитатель:

Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно, же устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше в сказку мы пойдём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Звучит песня в исполнении Ванюшки из сказки Гуси –Лебеди.

Воспитатель: -Ребята, кто это поёт такую грустную песенку? (Ванюшка из сказки Гуси –Лебеди).

Воспитатель: - Что случилось с ним? (Гуси-Лебеди унесли его к Бабе-Яге на забаву, к злодейке на расправу).

(Воспитатель помещает картинку - Ванюшка сидит на лавочке, играет с золотыми яблочками в центральный кармашек.)

Воспитатель: - Ребята, где живёт Баба-Яга? (В дремучем лесу в избушке на курьих ножках). (Картинка леса и избушки-надсистема)

Воспитатель: - А где был Ванюшка, когда его Гуси-Лебеди унесли? (Сидел на травке под окном.  Выставляется картинка в левый кармашек- прошлое)

-Кто его там оставил? (Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам).

Воспитатель: - Унесли Ванюшку Гуси-Лебеди, сидит он в доме у Бабы–Яги и играет золотыми яблоками. (Выставляется картинка золотые яблоки.)

- А что делает в это время Баба Яга? (пряжу прядёт).

Воспитатель: - Ребята, а какая Баба Яга?  (Злая, сердитая, плохая, неуклюжая старушка с метлой, с длинным носом и растрепанными волосами).

-Как сделать, чтобы она была доброй, гостеприимной?

(Превратить в красивую, добрую бабушку, с коротким носом, с модной причёской, подарить красивую одежду.)

-А как? (попросить волшебника, с помощью волшебной палочки, цветика-семицветика, молодильного яблока, живой и мёртвой воды, гребешка,   зеркальца царицы). (Выставляется картинка- красивая, добрая Баба Яга- будущее)

Воспитатель: - Как они стали жить? (И стали они жить - поживать да добра наживать).

Воспитатель: - Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой урок мы с вами усвоили?

Дети: - Нельзя разговаривать с незнакомцами.

- Нельзя быть чересчур доверчивым.

- Нужно слушаться своих родителей. (старших).

- Нужно больше доверять друг другу и не быть жадным.

Воспитатель: – Вы запомните, друзья – без добра нам жить нельзя!

Воспитатель: - Ребята, вам понравились новые сюжеты сказок? Расскажите дома родителям и нарисуйте по придуманным сказкам рисунки.

- Вы много знаете сказок, молодцы, я дарю вам книгу, чтобы вы познакомились с новыми сказками.