Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4933 "Приобщение детей к народной культуре"

Опубликовано 03.03.2019

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 177»

 

 

Обобщение опыта работы на тему:

 

«Приобщение детей к

 народной культуре»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Подготовила:

Искалиева А.Х.

воспитатель

первой

квалификационной

категории

МБДОУ №177


 

2019 г.

I. Введение.  Понятие и сущность народной культуры.

Технология опыта……………………………………………………………3

 

II. Основные направления работы:………………………………………..6

1. Создание условий

2 Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3. Взаимодействие с родителями. 

 

III. Актуальность Теоретическая база. Новизна опыта. Адресная направленность. Трудоемкость……………………………………………10

IV. Технологии……………………………………………………………….19

1.Методы проведения диагностики детей.
2.Методы проведения диагностики родителей.
3. Результаты диагностики на окончание внедрения опыта.

 

V. Педагогические условия для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников. 21

 

1. Игра.

2. Праздники и развлечения.
3. Речевое творчество.

4. Музейная педагогика.

5. Семья. Модель взаимодействия педагога и родителей. Семейный проект «Моя семья». Проект «Я и моё имя».

VI. Приложения.

Приложение 1………………………………………………………………….30

Приложение 2………………………………………………………………….32

Приложение 3………………………………………………………………….34

Приложение 4……………………………………………………………….…38

Приложение 5……………………………………………………………...…..42

Приложение 6. …………………………………………………………….…..55

Приложение 7. ………………………………………………………………...60

 

I. Введение.  Понятие и сущность народной культуры.

Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать.

В.А. Сухомлинский

 

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

  Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

   Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

   Воспитание - кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может почувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю.

   Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком

  В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

    Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Последнее десятилетие в нашей стране и  во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой  восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели,  можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры

Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева

 Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми  постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:

- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;

- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;

- изменение современного социокультурного пространства;

Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.

Технология опыта.

Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству,

через использование фольклора.

Задачи:

 

1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.

4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова. В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

II. Основные направления работы:

1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».

2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне «разговорить» детей. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры. Также разработан цикл занятий на основе использования фольклора.

3. Взаимодействие с родителями. 

Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей». За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры; анкетирование; принимала участие в организации и проведении русских народных праздников.

В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты:

1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

2.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе русского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.

Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:
Многофункциональный уголок в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения», где размещены различные виды театров.
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Организация экскурсий, посещение музеев. 
Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.
Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Реализуемые долгосрочные проекты «История Матрешки», «Моя семья», «Хлебные уши» и др.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой. 
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.