Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4937 Заучивание стихотворения Е.Благининой "Шинель" с помощью мнемотехники

Опубликовано 04.03.2019

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр» им.21 армии ВС СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарский области структурное подразделение

«Детский сад Солнышко»

 

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе

 

Заучивание стихотворения

Е.Благининой «Шинель»

с помощью мнемотехники (мнемотаблиц)

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Воспитатель: Семисчастнова Е.Ю

 


 

Самара 2019

Цель: помочь детям запомнить стихотворение Е.Благининой  «Шинель».

Задачи: 1. Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить название военной одежды.

2. Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений о войне русских поэтов (А. Барто, Н.Томилина), рассматривание репродукции А. Дайнеко  «Оборона Севастополя», слушание произведения А.Александрова «Священная война», «Журавли» - Я. Френкеля, слова Рамсула Гамзатова.

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице.

Описание методики.

- Берем заданное на изучение стихотворение.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 

Материалы: портрет  Е. Багининой, стихотворения о войне русских поэтов (А. Барто, Н.Томилина),  репродукция А. Дайнеко  «Оборона Севастополя», музыка А.Александрова «Священная война», «Журавли» - Я. Френкеля, слова Рамсула Гамзатова, мнемотаблица стихотворения на каждого ребенка, приложение №1.

Ход занятия

Беседа с детьми о войне, что такое шинель.

Воспитатель:

-Дети, что такое война?(Дети делятся своими впечатлениями).

-Что такое шинель?

Воспитатель:

-Какая страна развязала войну?

Воспитатель:

-Кто встал на защиту отечества?

-Кто такой защитник Отечества?

Воспитатель:

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Написала его русская поэтесса Елена Благинина (на доске выставляется портрет поэтессы).

Воспитатель читает детям стихотворение Е.Благининой  «Шинель», фоном звучит музыка  А.Александрова «Священная война».

— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —


Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!

 

— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —


потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

 

Беседа по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению?  Почему папа так дорожит шинелью? Воспитатель повторно читает стихотворение.

-Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («шинель», «одолеть»).

Проводится словарная работа с терминами «шинель», «одолеть» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «шинелька» - «шинельная» или «побороть»; «пересилить» - «перебороть»). Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.

Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко»(воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).

Воспитатель:

-А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).

Затем детям предлагается (опорная схема, мнемотаблица) и рассказать его с опорой на эту схему.

 

Воспитатель:

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

-Как называется стихотворение, которое вы выучили?

-Кто автор этого стихотворения?

-Как мы учились запоминать стихотворение? 

-Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи.

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что было труднее всего?

-Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (см.ниже)