Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе
Тема: «Перелетные птицы»
Воспитатель: Рыбинцева Наталья Тахировна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №10» г.Дальнереченск, Приморский край
Программное содержание:
- Расширить и закрепить представление детей о перелетных и зимующих птицах; аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
- Познакомить детей с понятиями «лететь клином», «цепочкой», «стайкой»
- Упражнять детей
- в образовании сложных прилагательных
- в составлении сложноподчиненных предложений
4.развивть умение логически мыслить, обобщать, делать выводы
5. воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе
Оборудование: иллюстрации перелетных. Зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов; рассказов о птицах
Ход НОД:
Воспитатель читает стихотворение
А. Плещеева «Скучная картина»
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льется
Лужи у крыльца
Чахлая рябина
Мокнет под дождем
Смотрит деревушка
Сереньким пятном
В- Ребята, скажите пожалуйста о каком времени года говорится в стихотворении?
Д- об осени
В- Назовите характерные признаки осени?
Д- (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, дни короче, ночи длиннее, похолодало и т.д.)
В- А как называются птицы которые улетают на юг?
Д- Перелетные
В- А которые остаются с нами зимовать?
Д- Зимующие, оседлые
В- Назовите перелетных птиц?
Д- Ласточка грач, цапля и т.д.
В- Назовите зимующих птиц?
Д- Воробей, сорока, снегирь, ворона
В- Отгадайте загадки :
- Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда?
Д- Кукушка
- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину
Д- Ласточка
- Это старый наш знакомый
Он живет под крышей дома
Длинноногий, длинноносый
Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
Д- Аист
В- Правильно вы отгадали загадки эти птицы тоже относятся к перелетным.
В- Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях-птицах
В- Назовите части тела птиц?
Д-(туловище, голова, хвост, клюв, лапки, крылья)
В- Ребята, У меня на магнитной доске изображены части тела птиц. Давайте соберем птицу, и скажем какая это птица зимующая или перелетная.
Ребенок выходит и из частей тела птицы собирает птицу-синицу
В- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному. Как же они их различают?
Д- По оперению, внешнему виду, величине
В- А что вы можете рассказать про соловья?
Д- Соловей-маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
Кукушка- небольшая птица, но крупнее чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка в отличие от других птиц никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Аист - большая птица белого цвета с большим клювом.
В- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Д- Потому что здесь наступают холода, нет насекомых зимой
В- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Д- Не знаем
В- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, а другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянутое облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе, некоторые например, журавли выстраиваются «клином» в виде треугольника, другие выстраиваются «цепочкой» в одну линию. Наверное это зависит от повадок птиц, которые показывают дорогу.
В- А сейчас ребята мы с вами поиграем
Игра «зимующие – перелетные» на столе лежат карточки с изображениями птиц (перевернутые). Дети по одному берут и говорят какая эта птица перелетная или зимующая?
Д- (ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др)
В- Молодцы, ребята!
В- У сейчас дети встаньте все в круг, я буду вам бросать мяч, а вы мне будете его возвращать с правильным ответом
«упражнение «скажи одним словом»
- У аиста длинные ноги, он какой?
(длинноногий)
-У аиста длинный клюв, он какой?
(длинноклювый)
- У ласточки длинный хвост, она какая?
(длиннохвостая)
-У ласточки острые крылья, она какая?
(острокрылая)
- Ласточка любит тепло, она какая?
(теплолюбивая)
-У соловья звонкий голос, он какой?
(звонкоголосый0
В-Молодцы, справились с заданием
В – А сейчас послушайте стихотворение
В. Туманского «Птичка»
Птичка под моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит,
То пушок в носу несет
Птичка домик сделать хочет
Солнышко взойдет, зайдет
Целый день она хлопочет
Но и целый день поет.
В- Послушайте как поют птицы?
(включают голоса птиц)
В-Как красиво поют птицы!
В- А где можно услышать голоса птиц в природе?
Д- В лесу, в парке
В- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада.
В- А каких птиц вы видели у себя на участке?
Д- (воробья, синицу, голубя)
В – А какие это птицы?
Д – (зимующие)
В- Знаете, ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? Какую пользу они приносят?
Д- (отвечают)
В- Вот сейчас я вам расскажу о самом настоящем докторе леса, о ком догадайтесь сами !
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик
Он- Деревья лечит
Постучит и легче.
В- Когда идешь по лесу иногда слышно над головой – «тр-тр-тр». Будто по пустой бочке кто-то стучит. Может вы знаете, кто это поет?
Д- Дятел
В- Да, это песня дятла. Дятел- это древесная птица. Он долбит боль дерева и достает своим длинным языком жуков-вредителей и их личинки. Если много в лесу дятлов, значит, все деревья будут крепкими и здоровыми.
В- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Почемучка». Я вам буду называть предложения, а вы будете находить причину. Почему?
-Первыми осенью улетают на юг птицы которые питаются насекомыми? (потому что насекомые прячутся и им нечем питаться)
-Дятла можно назвать лесным доктором? (потому что он достает насекомых и их жучков из-под коры)
-Кукушка не высиживает своих птенцов? (потому что она не вьет себе гнезда)
- Все люди любят слушать соловья?(потому что он красиво поет, заливается)
В- Молодцы, справились с заданиями!
В- А сейчас я хочу проверить, кто из вас внимательный? Давайте посмотрим внимательно на фланелеграф. Здесь нарисованы птицы. Скажите, какая из них лишняя?
Д- Ласточка
В- Почему ты так решила?
Д- Потому что здесь все птицы зимующие, а она перелетная
В- Да, действительно. Следующая – аналогично.
В- Птицы, наши – друзья, а друзьям нужно помогать. А как вы помогаете птицам?
Д- Кормушки, корм
В- А какой корм вы сыплете птицам? Все ли птицы любят одинаковый корм? Вот например, синичка какой корм любит?
Д- зернышки, ягоды
В- А особенно она любит лакомится ягодами.
В- А что же любит снегирь?
Д- Ягоды рябины
В- А какое лакомство у воробья?
Д- Семечки, хлебные крошки
В- А сейчас мы поиграем в игру « Птички на кормушке». Вы будете птичками, а я буду вас угощать кормом. Внимательно посмотрите на шапочки, вспомните какой корм она любит. Все птицы будут летать, но по моему сигналу, будут подлетать к кормушке, те птицы, которые этот корм любят.
(Птички летают под музыку)
- в понедельник я насыпала на кормушку хлебные крошки,. Зернышки, семечки
- Какие птицы прилетят к кормушке?
- Воробьи
- Прилетели воробьи и склевали весь корм
- Во вторник я положила кусочки не соленого сала. Какая же птичка любит сало?
- Синички
- Полетели синички на кормушку
- В среду я положила ягоды. Ребята, кто же прилетит к кормушке?
- Снегири
- Прилетели снегири и склевали весь корм
- В четверг я насыпала орех. Какие птицы прилетят?
- Клесты
- В пятницу я насыпала много разного корма для всех птиц. Слетелись все птицы и стали клевать каждая свой корм
- Ты какая птичка? А что ты любишь?
- Склевали птицы весь корм и улетели.
Ну молодцы! Хорошо играли, знаете птиц, чем они питаются, знаете как нужно о них заботится.
- Ребята, скажите, о чем мы беседовали на занятии?
- О каких перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного вы узнали о кукушке?
- Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Как вы помогаете нашим пернатым друзьям?
Итог занятия.
Улетели наши птицы в теплые края и оставили вам подарки. Всем ребятам да Киндер-сюрприз.