Печерина Надежда Егоровна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара, Республика Коми
Методические рекомендации
«Театрализованные игры и упражнения для детей
старшего дошкольного возраста»
Аннотация: данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть использованы в ООД, в режимных моментах, а также в любое свободное время.
Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Оригинальные игровые упражнения – театрализованные игры – направленны на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений; на развитие голоса и выразительной речи.
Методические рекомендации предлагают театрализованные игры и упражнения, не требующие особой подготовки, маленькие, легкие, простые, с которыми можно заниматься в любое время и в любом месте, даже, где приходиться проводить время в томительном ожидании, чтобы это время не проходило без пользы, а было наполнено увлекательной и полезной игрой.
Театрализованные игры и упражнения позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
I. Игры на развитие внимания, творческого воображения.
1.Внимательно слушать и определить:
- шаги (чьи они могут быть?)
- шум улицы (какой автомобиль проехал?)
- хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, кленки и т.п.
- что происходит в коридоре, на улице, в закрытой коробке и т.п.
2. Прослушать запись театральных шумов (звукотерапия), отгадать и рассказать, что и где это происходит:
- какая погода? (дождь, гроза, ветер)
-какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная, полиция)
- где сейчас мама? (на кухне или в ванной)
- какое угощение готовит мама? (взбивает крем миксером, режет на доске овощи и т.п.)
- кто находится в соседней комнате (маленький ребёнок, взрослый и т.п.)
- где находится Незнайка (в зоопарке на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря)
3. Нарисовать, что услышали:
- где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой)
- кого встретил Колобок? (волка, петуха, собаку, кошку)
- какая погода на улице? (дождь, солнце, ветер)
- нарисовать машину, которая проехала.
- над каким местом пролетел «ковёр – самолёт»? (над морем, над лесом, над городом)
4. Изобразить (пантомима) того, кого услышали:
- кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т.д.
II. Этюды на общение
Эти творческие задания направлены на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие затруднения у большинства детей. Поэтому, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (куклу).
Задания: в руках у детей куклы (обыкновенные) или «би – ба – бо».
- Куклы встречаются друг с другом и:
- здороваются
- спрашивают друг друга о здоровье
- прощаются
2.Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте). Надо попросить прощения, а другой – извинить.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:
- поздравляют с днем рождения и дарят подарки.
- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.
- один из гостей опоздал – попросить прощения за опоздание.
- один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот.
Разыграть действия хозяев и гостя.
4. Задания без кукол:
- постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из гостей.
- объяснить маме, почему испачкана одежда после прогулки.
- извинится перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройку из песка.
III. Задания на развитие воображения и речи.
- 1. Выполнить действия:
- зайти в комнату в образе какого – либо персонажа и поздороваться с детьми.
- попрощаться с детьми.
- поздравить с праздником.
- спросить, какая на улице погода, который час и т.д.
- 2. Игры на импровизацию диалогов (индивидуальная работа над диалогами).
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребенок играет определенную роль (Красной Шапочки, Буратино и т. д.)
Задания:
- Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с карточками (например, Крокодила Гены и Красной Шапочки, Снежной Королевы и Колобка и т. д.).
- Придумать разговор двух персонажей по телефону.
- Придумать, какую телеграмму может прислать один сказочный герой другому (Буратино – Чебурашке, Шапокляк – Золушке и т. д.)
- 3. Игры с предметами быта
Для этих упражнений вообще не нужно специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые нас окружают: карандаши, салфетки, листочки, бумага, нитки и пр. Подобные упражнения можно проводить и на прогулке, играя с листиками, камешками, веточками и другими предметами.
Задания:
- Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож? Попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился? Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент?
- Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
- «Беседа» выбранных предметов (листик, камень, прищепка и др. предметы «беседуют», например, о погоде).
- «Театр всевозможного». Любой предмет с присущим ему характером и манерой поведения «играет» в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Каждый ребенок придумывает, что говорит его «актер», каким голосом и т. д.
- 4. Развитие пантомимики.
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.
Задания:
- Показать, как Коза (Баба яга, Красная Шапочка и др.)
-смотрится в зеркало
-пробует любимое блюдо
-пробует нелюбимое блюдо
- выслушивает комплимент
- выслушивает замечание
- садится на стул
2. Диалоги – пантомимы:
- разговор двух иностранцев. не знающих языка друг друга, с помощью жестов в
различных ситуациях, например, в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.
- разыграть ситуацию, в которой один сказочный герой наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
3. Загадки – пантомимы:
- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.)
- отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;
- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке).
- отгадать профессию (по характерным движениям и позе)
- отгадать, каким образом происходило путешествие (на самолете, лодке, поезде и пр.)
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и пр.)
- отгадать, какая погода на улице;
- определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки и т. д.)
4. Показать (руками или пальцами):
- стой на месте!
- иди со мной!
- до свидания!
- я тебя люблю!
- я боюсь!
5. Показать частями тела:
- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»
-как твой палец говорит: «Иди сюда!»
- как рот говорит: «М- м- м, я люблю это печенье»
- как твоё ухо говорит: «я слышу птичку»
- как твой нос говорит; «Мне что – то не нравится»
IV. Этюды на развитие творческого воображения:
В игровой ситуации дети легко принимают вымышленные ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений.
- Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит?
- Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон
- аквариум с экзотическими рыбками,
- костер
- куст цветущих роз
3. Передать книгу друг другу так, будто это:
- кирпич
- кусок торта
- бомба
- фарфоровая статуэтка
4. Взять со стола карандаш, так, как будто это:
- червяк
- горячая печеная картошка
- маленькая бусинка
5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
6. Выполнить различные действия:
- чистить картошку,
- нанизывать бусы в нитку,
- есть пирожное и т. д.
V. Упражнения на различение цветов
Какого цвета лимон? (Желтый). Давайте посмотрим, у кого есть в одежде желтый цвет. Затем педагог предлагает рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов.
IV. Игры с импровизированными шумовыми инструментами:
Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью и т. д В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.
В результате ненавязчивого педагогического воздействия дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.