Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4957 Методические рекомендации «Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста».

Опубликовано 11.03.2019

Печерина Надежда Егоровна,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 74 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкара, Республика Коми

 

Методические рекомендации

«Театрализованные игры и упражнения для детей

старшего дошкольного возраста»

Аннотация: данная статья поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям организовать работу по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения могут быть использованы в ООД, в режимных моментах, а также в любое свободное время.

Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии  через  образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Оригинальные игровые упражнения – театрализованные игры – направленны на совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений; на развитие голоса и выразительной речи.

Методические рекомендации предлагают театрализованные игры и упражнения, не требующие особой подготовки, маленькие, легкие, простые, с которыми можно заниматься в любое время и в любом месте, даже, где приходиться проводить время в томительном ожидании, чтобы это время не проходило без пользы, а было наполнено увлекательной и полезной игрой.

Театрализованные игры и упражнения позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 

  I.  Игры на развитие внимания, творческого воображения.

 

1.Внимательно слушать и определить:

- шаги (чьи они могут быть?)

- шум улицы (какой автомобиль проехал?)

- хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, кленки и т.п.

- что происходит в коридоре, на улице, в закрытой коробке и т.п.

2. Прослушать запись театральных шумов (звукотерапия), отгадать и рассказать, что и где это происходит:

- какая погода? (дождь, гроза, ветер)

-какой автомобиль проехал? (легковой, грузовой, «Скорая помощь», пожарная, полиция)

- где сейчас мама? (на кухне или в ванной)

- какое угощение готовит мама? (взбивает крем миксером, режет на доске овощи и т.п.)

- кто находится в соседней комнате (маленький ребёнок, взрослый и т.п.)

- где находится Незнайка (в зоопарке на улице, дома, на игровой площадке, на берегу моря)

3. Нарисовать, что услышали:

- где сейчас Красная Шапочка? (в лесу, в деревне, на берегу реки, дома с мамой)

- кого встретил Колобок? (волка, петуха, собаку, кошку)

- какая погода на улице? (дождь, солнце, ветер)

- нарисовать машину, которая проехала.

- над каким местом пролетел «ковёр – самолёт»? (над морем, над лесом, над городом)

4. Изобразить (пантомима) того, кого услышали:

- кошку, собаку, петуха, корову, лошадь, лягушку, комара и т.д.

 

II. Этюды на общение

 

Эти творческие задания направлены на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие затруднения у большинства детей. Поэтому, мы предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (куклу).

Задания: в руках у детей куклы (обыкновенные) или «би – ба – бо».

        

  1. Куклы встречаются друг с другом и:

 - здороваются

- спрашивают друг друга о здоровье

- прощаются

 

2.Одна кукла нечаянно толкнула другую (в транспорте). Надо попросить прощения, а другой – извинить.

 

3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

- поздравляют с днем рождения и дарят подарки.

- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

- один из гостей опоздал – попросить прощения за опоздание.

- один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот.

Разыграть действия хозяев и гостя.

 

4. Задания без кукол:

- постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из гостей.

- объяснить маме, почему испачкана одежда после прогулки.

- извинится перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройку из песка.

 

III. Задания на развитие воображения и речи.

 

  1. 1.     Выполнить действия:

- зайти в комнату в образе какого – либо персонажа и поздороваться с детьми.

- попрощаться с детьми.

- поздравить с праздником.

- спросить, какая на улице погода, который час и т.д.

 

  1. 2.      Игры на импровизацию диалогов (индивидуальная работа над диалогами).

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками каждый ребенок играет определенную роль (Красной Шапочки, Буратино и т. д.)

Задания:

  1. Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с карточками (например, Крокодила Гены и Красной Шапочки, Снежной Королевы и Колобка и т. д.).
  2. Придумать разговор двух персонажей по телефону.
  3. Придумать, какую телеграмму может прислать один сказочный герой другому (Буратино – Чебурашке, Шапокляк – Золушке и т. д.)

 

  1. 3.     Игры с предметами быта

 

      Для этих упражнений вообще не нужно специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые нас окружают: карандаши, салфетки, листочки, бумага, нитки и пр. Подобные упражнения можно проводить и на прогулке, играя с листиками, камешками, веточками и другими предметами.

 

Задания:

  1. Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож? Попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился? Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент?
  2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
  3. «Беседа» выбранных предметов (листик, камень, прищепка и др. предметы «беседуют», например, о погоде).
  4. «Театр всевозможного». Любой предмет с присущим ему характером и манерой поведения «играет» в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Каждый ребенок придумывает, что говорит его «актер», каким голосом и т. д.

 

  1. 4.     Развитие пантомимики.

 

Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.

Задания:

  1. Показать, как Коза (Баба яга, Красная Шапочка и др.)

-смотрится в зеркало

-пробует любимое блюдо

-пробует нелюбимое блюдо

- выслушивает комплимент

- выслушивает замечание

- садится на стул

     2.  Диалоги – пантомимы:

          - разговор двух иностранцев. не знающих языка друг друга, с помощью жестов в               

            различных ситуациях, например, в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.

        - разыграть ситуацию, в которой один сказочный герой наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

      3. Загадки – пантомимы:

- в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.)

- отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;

- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке).

- отгадать профессию (по характерным движениям и позе)

- отгадать, каким образом происходило путешествие (на самолете, лодке, поезде и пр.)

- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и пр.)

- отгадать, какая погода на улице;

- определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки и т. д.)

4. Показать (руками или пальцами):

- стой на месте!

- иди со мной!

- до свидания!

 - я тебя люблю!

- я боюсь!

5. Показать частями тела:

- как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»

-как твой палец говорит: «Иди сюда!»

- как рот говорит: «М- м- м, я люблю это печенье»

- как твоё ухо говорит: «я слышу птичку»

- как твой нос говорит; «Мне что – то не нравится»

 

IV.  Этюды на развитие творческого воображения:

В игровой ситуации дети легко принимают вымышленные ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений.

  1. Перевернутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит?
  2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

- королевский трон

- аквариум с экзотическими рыбками,

- костер

- куст цветущих роз

           3. Передать книгу друг другу так, будто это:

                  - кирпич

                  - кусок торта

                  - бомба

                  - фарфоровая статуэтка

           4. Взять со стола карандаш, так, как будто это:

                  - червяк

                  - горячая печеная картошка

                  - маленькая бусинка

           5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

           6. Выполнить различные действия:

                - чистить картошку,

                - нанизывать бусы в нитку,

                - есть пирожное и т. д.

 

V. Упражнения на различение цветов

 

Какого цвета лимон? (Желтый). Давайте посмотрим, у кого есть в одежде желтый цвет. Затем педагог предлагает рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке. В игре выигрывает тот, кто называет больше всего предметов.

 

IV. Игры с импровизированными шумовыми инструментами:

 

Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов: стиральной доски, кастрюли, бумажного мешка, пластмассовой бутылки, наполненной фасолью и т. д В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, сравнивать его по высоте, продолжительности, динамике; придумывать, на что похож этот звук или что он напоминает. Педагог вместе с детьми подбирает слова для определения характера звучания.  

 

В результате ненавязчивого педагогического воздействия дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.