Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №101» города Оренбурга.
Проект
Неизведанное рядом
Тема: «Поисково – экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами)
Разработала:
Постникова Ирина Витальевна
Воспитатель Iкв. кат.
Оренбург 2015г.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е. Тимирязев
Актуальность проекта.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личный рост.
Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
Поисково – экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, окружающим миром.
Цель проекта:создание условий для формирования навыков поисково - познавательной деятельности, способствовать повышению уровня знаний детей среднего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире;
2.Развивать исследовательские умения и навыки детей в поисково- экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы;
3.Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
4. Формировать познавательные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений; использовать полученные знания в различных видах деятельности;
5.Воспитывать у детей инициативность, любознательность, самостоятельность, пытливость;
6.Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы;
7.Привлечь родителей к участию в образовательное работе с детьми по экспериментально – поисковой деятельности.
Предполагаемые результаты:
-Развитие познавательной активности детей, повышения уровня знаний детей о связях и закономерностях в природе;
-Развитие интереса к поисково – исследовательской деятельности;
-Создание предметно – пространственной среды будет способствовать формированию интереса для свободного экспериментирования;
-Родители заинтересованы в поисково – экспериментальной деятельности своих детей.
Познавательная ценность:
Углубление и систематизация знаний детей среднего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы; формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, экспериментировать; использовать полученные знания в разных видах деятельности.
Формирование бережного отношения к миру природы.
Формы работы:
-Познавательное занятие или часть занятия, познавательные беседы.
-Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты).
-Наблюдения, труд в уголке природы и на участке.
-Совместная художественно – продуктивная деятельность.
-Развлечения.
-Чтение познавательной литературы, рассматривание альбомов, фотографий.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1) живая природа (растения и животные как живые организмы: рост, потребление, размножение; характерные особенности сезонов);
2) неживая природа (вода, воздух, почва, свет, теплота);
3) человек (функционирование организма, материалы и их свойства, преобразование предметов).
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
I этап. Подготовительный (Организационный) |
|||
1 |
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме |
Август 2014г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
2 |
Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта |
Август 2014г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
3 |
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности |
Сентябрь 2014г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
II этап. Внедренческий |
|||
1 |
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности |
Сентябрь 2014г. - Май 2015г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
2 |
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей |
Сентябрь 2014г. - Май 2015г. |
Воспитатель: Постникова И.В.
|
III этап. Обобщающий |
|||
1 |
Определить эффективность проведённой работы |
Май 2015г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
2 |
Провести анализ полученных результатов |
Май 2015г. |
Воспитатель: Постникова И.В. |
Механизм реализации проекта
Живая природа Наблюдения и эксперименты |
Неживая природа Опыты и эксперименты |
Человек Эксперименты |
** Где прячутся детки? • У кого какие детки? ** Тепло-холодно ** Что любят растения?• Нужен ли зимой растениям снег? • Кто улетит, кто останется? • Почему тает снег? • Где быстрее наступит весна? • Где будут первые проталинки? • Где снег не тает? ** Из чего птицы строят гнезда? ** Как развивается растение? • Почему птицы могут летать? Работа на огороде |
•Узнаем, какая вода •Почему песок хорошо сыплется? •Что в пакете? •Игры с соломинкой •Окрашивание воды •Поиск воздуха •Изготовление цветных льдинок •Надувание мыльных пузырей •Взаимодействие воды и снега •Пузырьки - спасатели •Что в коробочке? •Когда это бывает? •Где быстрее? •Где вода? •Посадим дерево •Ветер •Свет вокруг нас |
•Бумага, ее качество и свойство. •Древесина, ее качества и свойства. •Ткань, ее качество и свойство. •Глина ее качество и свойство. •Стекло, его качество и свойство. •Металл, его качества и свойство. •Резина, ее качества и свойства. •Пластмасса, ее качества и свойства. Носарий. Умный нос Занятие Язычок – помощник Занятие Вкусовые зоны языка Занятие
|
Совместная художественно – продуктивная деятельность.
1. Тема: «Вертушка».
2. Тема: «Кораблик».
3. Тема: «Игрушки из бумаги».
4. Тема: «Украсим елочку».
5. Тема: «Строим снежный город».
6. Тема: «Мебель для куклы Ани».
7. Тема: «Поезд».
8. Тема: «Игрушки из ниток».
9. Тема: «Глиняные игрушки».
Развивающая предметно - пространственная среда.
Центр |
Образовательная задача |
Примерное содержание среды |
Предполагаемая деятельность детей |
Лаборатория «Почемучка» |
Овладение средствами познаватель-ной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта
|
Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жид- кие и пр.). Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели познавательной деятельности. |
Опыты, эксперименты, исследования |
Уголок природы |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
Растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудование для труда на природе |
Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природоведческого содержания |
Уголок «Знайки» |
Формирование умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать» нужную информацию. Накопление познавательного опыта |
Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр. |
Рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, гербариев, систематизация (раскладывание) наглядных материалов |
Центр «Мастерилки» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. |
Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, проволока, тесьма и пр. |
Изготовление поделок, макетов, построек, игрушек, тематических альбомов, стенных газет и пр. |
Игротека
|
Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности. |
Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам. |
Игровая деятельность. |
Работа с родителями
Консультации: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка», «Воспитание познавательного интереса и любознательности», «Как организовать выходной день с ребенком», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Родительское собрание: «Растим любознательных».
Круглый стол: «Воспитание познавательного интереса у детей через экспериментирование».
Рекомендации: «Детские вопросы и как на них отвечать», «Как знакомить ребенка со свойствами воды, воздуха».
Семейный клуб: «В стране маленьких волшебников».
Выставки совместных сезонных работ.
Литература.
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!. С.П., 2010.
2. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., 2005.
3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2013.
4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.
5. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду.// Дошкольное воспитание., 1994. №7.
6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.,2004.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М. 2006г.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С.П., 2013