Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 4960 Проект: неизведанное рядом, тема: "Поисково - экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".

Опубликовано 12.03.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №101» города Оренбурга.

 

 

Проект

Неизведанное рядом

Тема: «Поисково – экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

СКАЧАТЬ (полный материал с таблицами)

 

             Разработала:

                                                                                Постникова Ирина Витальевна

                                                            Воспитатель Iкв. кат.

 

 

Оренбург 2015г.

 

 

 

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с  теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

 

 

 

Актуальность проекта.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личный рост.

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

Поисково – экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, окружающим миром.

Цель проекта:создание условий для формирования навыков поисково - познавательной деятельности, способствовать повышению уровня знаний детей среднего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире;

2.Развивать исследовательские умения и навыки детей в поисково- экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы;

3.Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

4. Формировать познавательные умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений; использовать полученные знания в различных видах деятельности;

5.Воспитывать у детей инициативность, любознательность, самостоятельность, пытливость;

6.Воспитывать бережное, заботливое отношение к миру природы;

7.Привлечь родителей к участию в образовательное работе с детьми по экспериментально – поисковой деятельности.

 

Предполагаемые результаты:

 

-Развитие познавательной активности детей, повышения уровня знаний детей о связях и закономерностях в природе;

-Развитие интереса к поисково – исследовательской деятельности;

-Создание предметно – пространственной среды будет способствовать формированию интереса для свободного экспериментирования;

-Родители заинтересованы в поисково – экспериментальной деятельности своих детей.

 

 

 

Познавательная ценность:

 

Углубление и  систематизация знаний детей среднего дошкольного возраста о  связях и закономерностях в окружающем мире природы; формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, экспериментировать; использовать полученные знания в разных видах деятельности.

Формирование бережного отношения к миру природы.

 

 

 

 

Формы работы:

 

-Познавательное занятие или часть занятия, познавательные беседы.

-Совместная исследовательская деятельность взрослого с детьми (опыты, эксперименты).

-Наблюдения, труд в уголке природы и на участке.

-Совместная художественно – продуктивная деятельность.

-Развлечения.

-Чтение познавательной литературы, рассматривание альбомов, фотографий.


 

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям

 

1) живая природа (растения и животные как живые организмы: рост, потребление, размножение; характерные особенности сезонов); 

2) неживая природа (вода, воздух, почва, свет, теплота); 

3) человек (функционирование организма, материалы и их свойства, преобразование предметов). 

 


 

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

I этап. Подготовительный (Организационный)

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Август

2014г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Август

2014г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

2014г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

II этап. Внедренческий

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь 2014г.

-

Май 2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь

2014г.

-

Май 2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

 

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

2

Провести анализ полученных результатов

Май

2015г.

Воспитатель:

Постникова И.В.

 

Механизм реализации проекта

 

Живая природа

Наблюдения и эксперименты

Неживая природа

Опыты и эксперименты

Человек

Эксперименты

** Где прячутся детки?

• У кого какие детки?

** Тепло-холодно

** Что любят растения?•   Нужен ли зимой растениям снег?

• Кто улетит, кто останется?

• Почему тает снег?

• Где быстрее наступит весна?

• Где будут первые проталинки?

• Где снег не тает?

** Из чего птицы строят гнезда?

** Как  развивается растение?

• Почему птицы могут летать?

Работа на огороде

Узнаем, какая вода

•Почему песок хорошо сыплется?

Что в пакете?

•Игры с соломинкой

Окрашивание воды

•Поиск воздуха

Изготовление цветных льдинок

Надувание мыльных пузырей

Взаимодействие воды и снега

•Пузырьки - спасатели

Что в коробочке?

Когда это бывает?

•Где быстрее?

•Где вода?

•Посадим дерево

Ветер

Свет вокруг нас

Бумага, ее качество и свойство.

Древесина, ее качества и свойства.

Ткань, ее качество и свойство.

Глина ее качество и свойство.

Стекло, его качество и свойство.

Металл, его качества и свойство.

Резина, ее качества и свойства.

•Пластмасса, ее качества и свойства.

Носарий. Умный нос Занятие

Язычок – помощник Занятие

Вкусовые зоны языка Занятие

 

 

Совместная художественно – продуктивная деятельность.

 

1. Тема: «Вертушка».

2. Тема: «Кораблик».

3. Тема: «Игрушки из бумаги».

4. Тема: «Украсим елочку».

5. Тема: «Строим снежный город».

6. Тема: «Мебель для куклы Ани».

7. Тема: «Поезд».

8. Тема: «Игрушки из ниток».

9. Тема: «Глиняные игрушки».


 

Развивающая предметно -  пространственная среда.

Центр

Образовательная

задача

Примерное

содержание среды

Предполагаемая деятельность детей

Лаборатория

«Почемучка»

Овладение средствами познаватель-ной деятельности,

способами дейст­вий, обследования объектов. Расши­рение познава­тельного опыта

 

Материалы для ознакомления с их свойствами

(сыпучие, твердые, жид-

кие и пр.).

Оборудование для экспе­риментов по представлен­ной теме (воронки, тази­ки, емкости и пр.). Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройст­ва, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели позна­вательной деятельности.

Опыты, эксперименты, исследования

Уголок природы

Расширение познавательного опыта, его исполь­зование в трудо­вой деятельности

Растения, животные в соответствии с возраст­ными рекомендациями, оборудование для труда на природе

Наблюдение, проведение опытов, экспериментов и исследований. Труд природо­ведческого содержания

Уголок «Знайки»

Формирование умения самостоя­тельно «работать» с книгой, «добы­вать» нужную информацию. На­копление познава­тельного опыта

Познавательная литерату­ра, наглядный материал для накопления познава­тельного опыта: реальные объекты, предметы, мате­риалы, муляжи, иллюст­рации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Рассматрива­ние, чтение, слушание, со­ставление кол­лекций, герба­риев, система­тизация (рас­кладывание) наглядных материалов

Центр  «Мастерилки»

Проживание, преобразование по­знавательного опыта в продук­тивной деятельно­сти. Развитие руч­ной умелости, творчества. Выра­ботка позиции творца.

Природный, бросовый материал, различные ви­ды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изо­бразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое), пластилин, про­волока,  тесьма и пр.

Изготовление поделок, маке­тов, построек, игрушек, тема­тических аль­бомов, стенных газет и пр.

Игротека

 

Уточнение, систематизация знаний, умений, навыков, их использование в игровой деятельности.

Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам.

Игровая деятельность.

Работа с родителями

 

Консультации: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка», «Воспитание познавательного интереса и любознательности», «Как организовать выходной день с ребенком», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Родительское собрание: «Растим любознательных».

Круглый стол: «Воспитание познавательного интереса у детей через экспериментирование».

Рекомендации: «Детские вопросы и как на них отвечать», «Как знакомить ребенка со свойствами воды, воздуха».

Семейный клуб: «В стране маленьких волшебников».

Выставки совместных сезонных работ.

Литература.

 

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!. С.П.,  2010.

2. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М., 2005.

3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2013.

4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий.

5. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду.// Дошкольное воспитание., 1994. №7.

6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.,2004.

7. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М. 2006г.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С.П., 2013